МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Сбербанк оценил минимум в 20-25 млрд рублей расходы банковского сектора на создание киберустойчивой системы для цифрового рубля. Такой прогноз сделали на заседании участников Ассоциации банков "Россия" с представителями ЦБ РФ, сообщает издание РБК со ссылкой на двух участников встречи.
На встрече присутствовали представители кредитных организаций, первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова, а также зампреды ЦБ Алексей Заботкин и Михаил Алексеев.
По словам источников РБК, о моделях реализации цифрового рубля и его устойчивости говорили зампреды правления Сбербанка Станислав Кузнецов и Анатолий Попов. По словам Кузнецова, если использовать одну из моделей ЦБ для внедрения цифрового рубля, то придется создавать уникальную систему стоимостью минимум 20-25 млрд рублей с нуля, поскольку существующий механизм киберустойчивости сектора не справится с угрозами для новой формы валюты. К соответствующим рискам Кузнецов отнес хищение профиля пользователя через взлом личного кабинета или из-за ошибки при идентификации, слабый уровень защиты финтехкомпаний, которые могут быть допущены к проведению расчетов с цифровым рублем и открытию кошельков, а также повторное использование одной и той же цифровой валюты при офлайн расчетах.
Скоробогатова отметила, что создание инфраструктуры действительно будет стоить денег, но траты следует оценивать с точки зрения того, что получит потребитель в конечном итоге.
Представитель ЦБ на запрос РБК пояснил, что эти оценки связаны не столько с реальной будущей инфраструктурой, "сколько с опасениями банков, в том числе крупнейших, относительно будущего бизнеса, если будет введен цифровой рубль". "Действительно, этот проект, удешевив издержки для экономики, приведет к некоторому снижению маржи банков", - сказал он.
Представитель Сбербанка оказался от комментариев изданию.
ЦБ выпустил осенью доклад, согласно которому крипторубль должен стать третьей формой денег наряду с наличными и безналичными. По версии регулятора, новый формат должен способствовать развитию финансовых услуг и повышению конкуренции, повышению финансовой доступности, снижению издержек на проведение расчетов. Цифровой рубль может представлять собой цифровой код и храниться в специальном электронном кошельке в ЦБ, который будет его эмитентом.
Как внедрять третью форму расчетов
По данным издания, регулятор представил в докладе для обсуждения три модели введения в оборот цифрового рубля: одна из них в принципе не предполагает банковского участия банков, в двух других они рассматриваются как посредники. В документе формально есть и еще одна, четвертая, модель - цифровой рубль используется только для межбанковских расчетов, но РБК отмечает, что Банк России не планирует ее применять. Во всех случаях средства, которые клиенты держат в коммерческих банках, цифровыми рублями считаться не будут.
Сбербанк представил Банку России собственную концепцию выпуска и обращения цифрового рубля. По ней все безналичные деньги должны стать цифровыми, а у пользователей и банков должна появиться возможность программировать такие рубли на оплату конкретных услуг и товаров или, наоборот, на запрет проведения ряда операций.
Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов добавил, что ЦБ должен быть единственным эмитентом цифровых и наличных денег. Большую киберустойчивость имеет разработанная Сбербанком модель, при этом ее внедрение будет в разы дешевле и быстрее, считает он. Как рассказали источники РБК, Скоробогатова подчеркнула, что идея превратить в цифровые все безналичные рубли точно не будет работать и приведет к "коллапсу" всей системы.
"Реальные оценки затрат на инфраструктуру зависят от модели и от технологии, которая будет выбрана. Этот расчет будет возможен только после того, как мы более детально опишем концепцию цифрового рубля и архитектуру решения", - заявил РБК представитель ЦБ и добавил, что практически все участники рынка поддерживают модели, в которых банки выступают посредниками. Эти схемы предполагают использование инфраструктуры финорганизаций, поэтому затраты на расчеты цифровым рублем будут значительно меньше, чем при модели, где банки не являются участниками процесса.