МОСКВА, 18 марта. /ИТАР-ТАСС/. Государство впервые признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Как стало известно "Коммерсанту", правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлена под вопрос целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга. Самым проблемным субъектам предложено пересесть на автобусы.
Что предлагает Минэкономразвития
17 марта на рабочем совещании у премьера Дмитрия Медведева обсуждалась долгосрочная модель организации пригородного сообщения. Была одобрена концепция Минэкономики, сообщили изданию источники в правительстве и ОАО "РЖД".
По их словам, документ предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами - долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). Но при этом документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения. Один из собеседников отмечает, что Минэкономики предложило всем регионам, кроме Москвы и Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы.
По словам собеседника, знакомого с позицией Минэкономики, на Москву и Петербург приходится 50% всех пригородных перевозок в России, 70-80% расходов на них покрывается доходами от билетов, тогда как в других регионах - только 30-50% В качестве примера приводятся Москва, Татарстан и Забайкалье: в двух первых регионах министерство считает необходимым развивать пригородные перевозки, тогда как в последнем - отказаться от них.
Почему пригородное сообщение убыточно
В 2013 году пригородное сообщение было прибыльным только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее.
Остальные регионы должны компенсировать ППК разницу за установление тарифов ниже себестоимости, но им было выплачено только 50% от необходимой суммы - 7,7 млрд рублей.
На 2014 год субъекты заложили в бюджет 7,2 млрд из необходимых 16,8 млрд рублей. Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия.
С начала года ОАО РЖД уже отменило около 230 электричек. При этом ППК платят только 1% за пользование путями, остальное государство компенсирует ОАО "РЖД" в виде субсидий. Но при потребности в 32 млрд рублей в этом году монополия получит только 24,4 млрд рублей. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, но тогда электрички могут стать убыточными даже в Москве.
73 млн пассажиров электричек
По данным РЖД, перевозки пассажиров в системе ОАО "Российские железные дороги" в феврале 2014 года выросли по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 6,7%, до 79,3 млн человек.
Из них поездами пригородного сообщения было перевезено 73 млн человек, что на 7,9% больше, чем было год назад. Всего за январь-февраль 2014 года отправлено 154 млн пассажиров, что на 4,5% превышает показатель за аналогичный период 2013 года. Из них в дальнем следовании перевезено 14,7 млн пассажиров (снижение на 5,1%), в пригородном сообщении - 139,3 млн (рост на 5,6%).