16 апреля 2014, 15:31
Ситуация в Крыму

Туристам не хватает мест в самолетах в Крым

ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Авиакомпании России готовы перевезти на полуостров 13% от 3 млн потенциальных отдыхающих

МОСКВА, 16 апреля. /Спецкорр ИТАР-ТАСС Алина Черноиванова/. Российские авиакомпании готовы перевезти в Крым этим летом только 13% от тех 3 млн россиян, которые, по версии федеральных министерств и ведомств, отправятся туда отдыхать. Воспользоваться рейсами, заявленными авиаперевозчиками на сезон с 1 июня до 30 сентября, смогут менее 400 тыс. человек.

Полетная программа-минимум

Основной объем перевозок в Крым по сформированному на данный момент расписанию полетов придется на Москву и группу "Аэрофлот". Компания заявила масштабную программу: с 1 июня из Москвы в Симферополь будет выполняться восемь рейсов в день на самолетах А320/321 вместимостью до 160 кресел. Емкость может быть увеличена за счет широкофюзеляжных бортов, говорят в "Аэрофлоте", добавляя, что сейчас загрузка крымских рейсов близка к 100%.

Рейсы из Москвы в Крым также запланированы у группы S7, "Уральских авиалиний", Red Wings, "Трансаэро", "ВИМ-Авиа", "Якутии" и "Ямала". Ежедневно летать в Симферополь рассчитывает и UTair, но перевозчик не продает билеты до разъяснения вопроса с налогообложением маршрута (ранее он был международным и не облагался НДС).

Судя по количеству заявленных рейсов и типам поставленных на маршрут самолетов (информация с сайтов авиакомпаний и систем бронирования, подсчеты ИТАР-ТАСС), за четыре месяца все перевозчики смогут продать пассажирам из Москвы в общей сложности около 312 тыс. билетов при полной загрузке каждого крымского рейса.

Еще около 43,5 тыс. туристов могут вывезти в Крым из Петербурга компании "Россия" и UTair. Около 16,5 тыс. человек - "Донавиа" из Ростова-на-Дону. Прямые рейсы в Симферополь есть в летнем расписании из Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Нижнекамска, Нижнего Новгорода и Череповца. На эти города приходится около 22 тыс. авиабилетов.

Всего авиакомпании, включившие Крым в расписания полетов, готовы вывезти в летний сезон около 394 тыс. человек - около 13% от общего потока туристов из России, запланированного для Крыма российскими властями.

Субсидии на вырост

Минтранс рассчитывает увеличить авиаперевозки в Крым минимум до 700 тыс. человек, выделив на них субсидии, говорил в начале апреля министр транспорта Максим Соколов. Речь идет о калининградской и дальневосточной программах субсидирования авиаперевозок, фидерной программе (постановление правительства 1242, предусматривающее субсидирование не пассажиров, а рейсов) и отдельной новой программе, разрабатываемой непосредственно под прямые авиаперевозки из российских регионов в Симферополь.

Но только одну из этих программ перевозчики назвали перспективной, рассказали ИТАР-ТАСС участники совещания, прошедшего 14 апреля в Росавиации. Это субсидирование пассажиров льготных категорий при перелетах с Дальнего Востока в европейскую часть России. По предложению Минтранса, льготный билет в Симферополь из Хабаровска и Якутска должен стоить 8 тыс. руб., из Норильска - менее 6,8 тыс. руб. На субсидирование планируется направить около 46 млн руб. План по перевозкам - около 6 тыс. человек.

Но прямые рейсы под эти направления в авиакомпаниях считают нецелесообразными. "Мы в ответ предложили сквозной тариф - на рейс с Дальнего Востока в Симферополь, но через Москву, - сказал источник в одной из компаний, участвующей в дальневосточной программе субсидирования. - В этом случае выиграют все - и пассажиры, у которых будут более выгодные цены на билеты, и авиакомпания, так как дополнительных рейсов не понадобится, и поток будет стабильным".

{article_photo:1100638:'РЖД к началу лета может начать продажу единого билета в Крым':'right':'50'} 

Про рейсы в Крым из Калининграда, на субсидирование которых Минтранс зарезервировал около 26 млн руб., "можно забыть", сообщили два участника совещания. "Рейсы из аэропорта Калининграда проходят в зоне ответственности Евроконтроля, - пояснил один из них. - И европейские диспетчеры не будут предоставлять услуги по аэронавигационному обслуживанию самолетам, следующим в Крым".

Наиболее привлекательной выглядит для перевозчиков фидерная программа. "Такой механизм господдержки позволяет раскатать новый маршрут, не беспокоясь о стартовых убытках", - говорит один из источников. "Кроме как из Москвы, Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга со времен Советского Союза в Крым никто не летал, так что маршруты, которые предполагается открыть, новые, - поясняет он. - Их лучше развивать, имея субсидию на рейс. Иначе возьмем мы на 100-кресельный борт 30 пассажиров, субсидии за них убытки не покроют".

Но и к предложениям Минтранса по этой программе перевозчики отнеслись с осторожностью. "Для рейсов в Крым министерство увеличило дальность полета, по которому можно получить субсидию, с 1,8 тыс. до 2,4 тыс. км, - рассказал источник в одной из компаний. - Но при этом оставили ограничение по вместимости самолета - 103 кресла. Это сужает область применения субсидий: ни "Уральские авиалинии", ни Red Wings или "ВИМ-Авиа" их не получат, у них нет региональных самолетов".

Симферопольские субсидии смогут получить небольшие перевозчики, которые уже работают по федеральной программе, например "Ямал", "Ак Барс Аэро" и "Псковавиа", хотя значительного роста пассажиропотока на региональных бортах они не обеспечат.

Поддержка неизвестного пассажира

Самыми спорными на данный момент источники в авиакомпаниях называют предложения Минтранса по формированию новой программы субсидирования непосредственно по Симферополю. В нее предложено включить 16 городов, планируемый пассажиропоток - 200 тыс. пассажиров за летний сезон, финансирование из федерального бюджета - 678,5 млн руб., а цены для пассажира - от 2,2 тыс. до 6,8 тыс. руб.

Пассажиропоток предложил Ростуризм, рассказал один из участников совещания. "Откуда взяли эти цифры - не очень понятно, - недоумевает он. - К примеру, 42 рейса Екатеринбург - Симферополь в неделю, шесть рейсов в сутки откуда?"

Республика Крым и Севастополь  в составе РФ

Сейчас в летнем расписании "Уральских авиалиний" только три рейса в неделю на этом маршруте. Вопрос о новых потенциальных направлениях и размерах необходимой субсидии в "Уральских авиалиниях" назвали коммерческой тайной.

В списке предложений Минтранса по субсидированию Сургут и Тюмень - базовые аэропорты для авиакомпании "ЮТэйр". Но в компании говорят, что летать оттуда напрямую в Симферополь не планировали. Предложенные тарифы "не являются экономически обусловленными", пояснял ранее ИТАР- ТАСС гендиректор UTair Андрей Мартиросов. "Невозможно выполнять перевозки за такие деньги. Убыточны в два конца. А если еще НДС будет к тому же плюсом..." - сетовал он.

Представитель компании "Ак Барс Аэро", уже открывшей продажу билетов в Симферополь из Казани (дважды в неделю на 50-кресельном самолете) и Нижнекамска (один раз в неделю), добавил, что вопрос по субсидированию остается открытым. "Но даже несмотря на то, что билеты продаются по рыночным ценам без субсидий, спрос на них уже есть", - отметили в компании.

Запросы ИТАР-ТАСС в компании S7, "Ямал" и Red Wings, участвующие в обсуждении субсидирования рейсов в Крым, остались без ответа. Участники совещания отмечают, что Росавиация запросила от перевозчиков окончательные расчеты по пассажиропотоку и предложения по субсидированию до конца недели. "Ждем от авиакомпаний дальнейших предложений по географии полетов", - сказал ИТАР-ТАСС представитель ведомства, не уточнив конкретные сроки.

Воздух прикроют паромом

Железная дорога готова принять основную массу туристов, уже обещал министр транспорта, заметив, что, "если туристы из российских городов в этом году предпочтут отправиться в Крым не традиционным железнодорожным маршрутом через Украину, мы готовы предложить альтернативные варианты".

По словам Соколова, "пассажир железной дороги будет прибывать в Анапу или Крымск, где мы готовы будем организовать доставку на автобусах до порта Анапа и порта Кавказ, а далее на катамаранах "Росморпорта" и паромах в порты Крыма".

Соответственно, на наземный маршрут в летний сезон 2014 года может прийтись нагрузка до 2,6 млн туристов из России, притом что за весь 2013 год паромы на Керченской переправе перевезли в общей сложности около 964 тыс. пассажиров в обе стороны.