2 июня 2021, 07:55

Госдума приняла закон о риск-ориентированном подходе в антиотмывочном законодательстве

В законе, в частности, указывается, что риск-ориентированный подход к обязательному контролю будет применен к операциям с денежными средствами, к сделкам с недвижимостью, иным имуществом, а также купле-продаже драгметаллов и драгкамней

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем чтении закон о риск-ориентированном подходе к обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Закон подготовлен в связи с появлением Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной президентом РФ 30 мая 2018 года. В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, "антиотмывочного" законодательства с применением риск-ориентированного подхода.

В законе, в частности, указывается, что риск-ориентированный подход к обязательному контролю будет применен к операциям с денежными средствами, к сделкам с недвижимостью, иным имуществом, а также купле-продаже драгметаллов и драгкамней.

Риск-ориентированный подход предусматривает отнесение деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) к определенному уровню риска, правила и критерии которого определяются надзорным органом по согласованию с Росфинмониторингом. Банки будут сообщать данные о движениях по счетам, связанных с соответствующими операциями.

Согласно документу, Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг исполнения подконтрольными организациями и ИП обязательных требований, результаты которого передает надзорным органам и учреждениям и Банку России. Результаты мониторинга он сможет использовать самостоятельно при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере в отношении подконтрольных организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы или учреждения.

По мнению авторов документа, дистанционный мониторинг и передача его результатов надзорному органу и ЦБ позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес, а также качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.

Основные поправки

Согласно поправкам, Росфинмониторинг совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов РФ, саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между ним и соответствующими органами, определяет объем и порядок представления информации, необходимой для контроля (надзора), через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов РФ, СРО аудиторов.

В случае отсутствия контрольно-надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации контролирует Росфинмониторинг. Эти организации и индивидуальные предприниматели должны быть поставлены на учет в Росфинмониторинге в порядке, установленном правительством РФ.

Контроль и надзор в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов РФ, а в отношении нотариусов - нотариальными палатами субъектов РФ. При организации контроля (надзора) этими органами и организациями применяется риск-ориентированный подход.

Закон вступит в силу по истечении 15 дней после дня его официального опубликования.