МОСКВА, 24 июня. /ИТАР-ТАСС/. Минфин и Минэнерго РФ согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, сообщили газете "Ведомости" три федеральных чиновника, участвовавшие в обсуждениях.
С весны в правительстве готовится налоговая реформа - резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана - $80 за тонну, сейчас в России $385 за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но на очередном совещании вице-премьер Аркадий Дворкович поручил министерствам скорректировать эти параметры, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.
По данным газеты, по предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому - на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.
Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 году снижаются пошлины на нефтепродукты - это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 году) до 26%, а по новой версии, т. е. за три года - до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 годах до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка 65%); а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 годах до 86, 65 и 50%, а теперь будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.
По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с $55 за тонну до $22, по новой - до $30, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до $20-15, отметил он.
Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема - дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100-процентной пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд руб., а, возможно, на 100 млрд руб. меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно (до 100% к 2017 году), но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты.
Вторая проблема - кассовый разрыв в бюджете, сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 году, но кассовые потери будут значительны - сумма может достичь 200 млрд руб., утверждают два федеральных чиновника, участвующие в обсуждениях маневра.