МОСКВА, 18 августа. /ИТАР-ТАСС/. Минфин предлагает индексировать тарифы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с 2016 года исходя из уровня инфляции и с учетом размера рентабельности, позволяющего компании формировать инвестиционную программу. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил федеральный чиновник, знакомый с позицией Минфина.
"Что касается уровня тарифов на последующие годы (с 2016 года. - ИТАР-ТАСС), то он должен быть таким, чтобы вывести компанию на безубыточность. То есть в дальнейшем тариф должен рассчитываться исходя из уровня инфляции плюс некая рентабельность, позволяющая РЖД в том числе формировать инвестиционную программу", - сказал источник.
Он напомнил, что Минфин поддержал предложение проиндексировать тарифы РЖД на грузовые перевозки на 10%, для того чтобы компенсировать заморозку 2014 года. Однако окончательного решения по этому вопросу пока нет.
В ведомстве считают, что эта мера позволит компенсировать потери РЖД и создаст для компании условия, при которых она сможет работать в рамках самоокупаемости.
Минфин ранее выступал против заморозки тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2014 году, однако решение было принято. Ожидалось, что это увеличит объем грузоперевозок, удержит рост цен на перевозимые по железной дороге грузы, что позволит снизить инфляцию.
Был расчет и на то, что возникающий маржинальный доход в отраслях, которые активно задействуют грузоперевозки, пойдет на инвестиционные и социальные программы этих компаний, напомнил источник.
{article_photo:1348879:'Правительство РФ постановило увеличить уставный капитал РЖД почти на 13 млрд руб.':'right':'50'}
"Но эти расчеты, судя по макропоказателям, не до конца оправдались. Минфин предлагает другой подход - не размазывать меры тонким слоем по экономике, а целенаправленно поддерживать приоритетные отрасли. В этом случае будет понятно, какую отдачу даст то или иное направление поддержки", - сказал он.
При этом, по словам собеседника ИТАР-ТАСС, параллельно с предложением об индексации тарифов Минфин также настаивает на сокращении издержек РЖД. Согласно данным компании, железнодорожная монополия в прошлом году сократила затраты на 80 млрд руб.
Собеседник агентства также добавил, что отсутствие долгосрочной тарифной политики в сфере железнодорожных грузоперевозок является одной из основных проблем отрасли. "Из-за этого РЖД не могут сформировать четко просчитанный план на пять-десять лет для инвесторов, поскольку не знают, какой уровень тарифов им согласуют на следующие годы. Соответственно, и у инвесторов возникают вопросы", - подчеркнул источник.
Компенсация "заморозки"
Правительство для стимулирования роста экономики заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2017 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост тарифов должен был составить 6%.
В начале июля президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ разработать план по индексации тарифов на перевозку грузов РЖД в 2015 году в размере до 10%.
Компания по итогам первого квартала 2014 года впервые получила убыток по РСБУ в сумме 10,2 млрд рублей. Глава РЖД Владимир Якунин связывал это главным образом с заморозкой грузовых тарифов на текущий год. При этом в первом полугодии 2014 года компания получила чистую прибыль в 2,267 млрд рублей (снижение в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года).
В июне Якунин озвучил прогноз об убытке по итогам 2014 года в целом в размере 80 млрд рублей в случае, если РЖД не позволят индексировать тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако в июле стало известно, что с августа РЖД повышает тариф на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов на 13,4%.
Кроме того, РЖД вводит надбавку в 12,5% к тарифу на перевозки дизельного топлива на всех направлениях, кроме экспортных перевозок через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, где тариф вырастет на 13,4%.