МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Правительство РФ продолжит актуализацию обязательных требований для бизнеса, в том числе сокращая бюрократические проволочки и донастраивая процедуры контроля и надзора. Об этом сообщил в понедельник вице-премьер - руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко на встрече с президентом страны Владимиром Путиным.
"Мы продолжаем работу как по актуализации обязательных требований, включая исключения или минимизацию бюрократических проволочек, так и точную донастройку уже процедур контроля и надзора", - сказал он.
Григоренко напомнил, что на законодательном уровне принята норма, которая ввела механизм обязательного досудебного обжалования. Предприниматель через портал госуслуг в цифровом виде может подать жалобу на действия представителей контрольных органов. Максимальный срок ее рассмотрения - 20 рабочих дней. Также через портал госуслуг заявитель получает результаты о рассмотрении жалобы.
"И уже при полномасштабном запуске системы досудебного обжалования, видя ее первые результаты, мы, естественно, будем и дальше совершенствовать этот механизм, надеясь на то, что весь этот комплекс мер приведет к тому, что жаловаться, если вообще будут, то, как минимум, будут разово и максимально не часто", - отметил Григоренко.
"Регуляторная гильотина"
Григоренко на встрече с президентом РФ рассказал, что в 2019 году был запущен механизм "регуляторной гильотины". Его суть заключается в инвентаризации всех существующих обязательных требований и их актуализация, отмена избыточных либо неактуальных, и переутверждение существующих.
"Докладываю, что эта работа нами завершена, сделана. В результате этой работы мы проинвентаризировали все существующие обязательные требования. Их в Российской Федерации чуть более 318 тыс. штук. В результате чуть более 143 тыс. обязательных требований было отменено как неактуальные, избыточные либо уже потерявшие свою необходимость и состоятельность. Оставшиеся обязательные требования были актуализированы и переутверждены", - отметил вице-премьер.
Он подчеркнул, что эта работа была проведена "не отдельно правительством, а совместно с бизнесом" - были созданы 43 отраслевые группы, которые на две трети состояли из представителей бизнес-сообществ и бизнес-объединений.
На законодательном уровне утверждено положение, в соответствии с которым все существующие в РФ обязательные требования подлежат переутверждению раз в шесть лет. Также введены две даты в течение календарного года, когда обязательные требования могут быть введены: это 1 марта и 1 сентября.
"На самом деле это очень удобно, причем удобно как для бизнеса, так и для государства. Почему? Потому что государство дисциплинируется в случае необходимости издания каких-то обязательных требований, мы понимаем сроки. А для бизнеса - уж тем более, потому что, во-первых, понятно, когда ожидать издания требований. А во-вторых, максимально есть возможность подготовиться к введению этих требований", - пояснил Григоренко.
Число проверок
Помимо механизма "регуляторной гильотины" проводилась реформа процедур контроля и надзора. Так, по словам Григоренко, полтора года назад принят федеральный закон о контроле и надзоре, который, помимо установления общих единообразных правил, стандартов, понятийного аппарата для всех надзорных органов, ввел на законодательном уровне, и "это сейчас применяется уже на практике, обязанность применения риск-ориентированного подхода".
"Это важно, потому что это, по сути, поменяло вообще всю процедуру, весь подход к контролю и надзору. Потому что теперь проверка назначается не исходя из букв алфавита или наличия плана, а исходя из тех рисков и соответствия максимальным либо минимальным рискам, которые применяются каждым надзорным ведомством. Проще говоря, для бизнеса, если он попадает в минимальную зону риска с точки зрения соблюдения обязательных требований, вероятность проведения проверки сводится фактически к нулю", - отметил вице-премьер.
Он рассказал, что правительство уже видит положительные результаты этой работы. "Дело в том, что у нас уже по сравнению с 2019 годом количество проверок снизилось более чем в два раза. Если по итогам 2019 года у нас было проведено чуть более 1,5 млн проверок, то по итогам 2021 года - чуть более 700 тыс., это более чем в 2,1 раза [меньше]. Я умышленно не сравниваю с 2020 годом, потому что он пандемийный, там, вы помните, у нас мораторий был", - добавил Григоренко.