МОСКВА, 1 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Китай может войти в проект по разработке Ванкорского нефтегазового кластера в Красноярском крае. Об этом объявил в Якутске президент России Владимир Путин во время беседы с заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли. Добываемая на Ванкоре нефть поставляется в КНР в рамках многомиллиардных контрактов "Роснефти" с китайской СNРС, рассчитанных на период до 2038 года.
Участие в проекте даст Китаю возможность более плотно контролировать эти поставки, а "Роснефти" позволит привлечь дополнительные инвестиции для ускоренной реализации проекта, полагают аналитики. По экспертным оценкам, китайские партнеры, скорее всего, получат 20% в совместном предприятии с "Роснефтью". Но не исключено, что доля будет выше - максимум 49%, контрольный пакет в любом случае останется за российской компанией, отмечают они.
"Для наших друзей ограничений нет"
"Господин Сечин (глава компании "Роснефть") сказал, что сделал вам предложение войти в качестве акционера в одно из наших крупнейших (предприятий) по нефтедобыче на севере России", - сообщил Путин в беседе с вице-премьером Госсовета КНР.
"Государство будет поддерживать такие планы, будем приветствовать ваше участие", - подчеркнул президент РФ, добавив: "Ванкор - одно из крупнейших наших предприятий по добыче, очень перспективное".
"Мы в целом очень аккуратно подходим к допуску наших иностранных партнеров, но, конечно, для наших китайских друзей ограничений нет", - заявил Путин, не указав, на какую долю претендуют партнеры из КНР.
Ванкорское месторождение сейчас является базовым для поставок нефти в Китай по трубопроводу "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО). В 2009 году "Роснефть" совместно с "Транснефтью" заключила контракт с китайской CNPC на поставку 15 млн тонн нефти в год в течение 20 лет. При этом китайская сторона выдала российским компаниям кредит в размере $25 млрд: $15 млрд - "Роснефти" и 10 млрд долларов - "Транснефти". Первые поставки по этому контракту начались в 2011 году. В июне 2013 года "Роснефть" заключила с CNPC еще один контракт на поставку нефти общим объемом 363 млн т нефти в течение 25 лет (14,4 млн тонн в го)/.
Вторая добывающая "дочка"
Добычу нефти на Ванкорском месторождении осуществляет дочерняя компания "Роснефти" - "Ванкорнефть". Сейчас она является вторым по добыче дочерним предприятием нефтяной компании после "РН-Юганскнефтегаз". Добыча "Ванкорнефти" составляет 21,4 млн тонн в год, Юганска - 66,1 млн тонн.
"Роснефть" пока не комментирует участие китайского партнера в "Ванкорнефти". Миноритарных акционеров у этой "дочки" теперь нет - в августе "Роснефть" довела свою долю в ЗАО "Ванкорнефть" с 93,96% до 100%. У "Роснефти" уже есть опыт работы с китайскими партнерами - она и Sinopec владеют "Удмуртнефтью" через компанию "Промлизинг", в которой у российской нефтяной компании контрольный пакет.
Ванкорский проект включает 17 лицензионных участков, расположенных вдоль границы Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). На их территории находятся шесть месторождений: Ванкорское, Тагульское, Сузунское, Лодочное, Ичемминское и Горчинское. Севернее основного района расположено еще 6 лицензионных участков (4 - на территории Красноярского края и 2 - на территории ЯНАО). Извлекаемые запасы Ванкора оцениваются в 524 млн тонн нефти и газового конденсата, и еще в 106 млрд кубометров газа.
Бывший президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов в конце 2011 года оценивал инвестиции в освоение Ванкорского месторождения до 2037 года в 798 млрд рублей /27,1 млрд долларов по среднему курсу 2011 года/. "Роснефть" уже инвестировала в Ванкор 17 млрд долларов, подсчитал аналитик Raiffeizenbank Андрей Полищук. Таким образом, на разработку кластера требуется еще около 10 млрд долларов.
Санкции и долги
США в середине июля внесли "Роснефть" вместе с рядом других российских компаний в санкционный список из-за несогласия с политикой России в отношении Украины. Санкции лишили "Роснефть" доступа к новому финансированию на срок более чем 90 дней /то есть возможности получать соответствующие банковские кредиты в США/.
Чистый долг "Роснефти" по итогам первого полугодия 2014 года сократился до 1,5 млрд руб. (около $44,5 млрд). Компания уверено чувствует себя, несмотря на санкции, и не планирует существенные заимствования в краткосрочной перспективе, заявлял в ходе телефонной конференции по итогам отчета по МСФО за первое полугодие вице-президент "Роснефти" Святослав Славинский.
На конец марта на балансе "Роснефти" находилось $20 млрд предоплаты, полученных по экспортным контрактам. Деньги, полученные в настоящее время в соответствии с условиями предоплаты по сделкам, означают, что компания имеет достаточно денежных средств на балансе, чтобы покрыть свои потребности по рефинансированию долга на ближайшие 12 месяцев, говорил ранее Славинский.
Но в августе президент "Роснефти" Игорь Сечин из-за санкций обратился в правительство с просьбой о финансовой помощи компании, в том числе о выкупе за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ) новых облигаций "Роснефти" на 1,5 трлн руб., писала газета "Ведомости" со ссылкой на неназванных федеральных чиновников.
Игорь Сечин 31 августа в интервью немецкому журналу Der Spiegel признал, что обращался к государству с просьбой о займе за счет средств ФНБ на освоение нефтегазовых запасов в Восточной Сибири, а также на строительство нефтехимического завода. Одновременно он подчеркнул, что "у "Роснефти" нет проблем с финансированием текущих проектов".
Перспективы проекта для Китая
Вопрос инвестиций в разработку Ванкорского кластера месторождений (кроме Ванкора включает освоение Сузунского, Тагульского и Лодочного месторождений) может быть закрыт путем создания совместного предприятия, полагают эксперты.
Скорее всего, компании создадут СП, куда "Роснефть" внесет активы, а китайцы - деньги на разработку месторождений, считает аналитик Raiffeizenbank Андрей Полищук.
"Привлечение партнеров призвано решать проблемы, прежде всего, финансовые", - отмечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров, добавляя: "Участие зарубежного партнера связано с тем, что есть необходимость в высоких темпах разработки, своими темпами мы будем долго это делать".
В оценке доли китайской стороны в совместном проекте аналитики допускают различные варианты.
"Я не думаю, что китайская сторона может получить более, чем 20% в этом СП. Проект достаточно перспективный, для того чтобы отдавать блокпакет", - говорит Полищук. Аналитик Sberbank CIB согласен с коллегой. По его словам, Россия очень осторожно предоставляет доли в проектах зарубежным компаниям.
Но Нестеров полагает, что доля у китайских партнеров может быть и больше. "Доля может быть всякая: в "Удмуртнефти" Sinopec имеет 49% участия, но это максимум, на который могут рассчитывать иностранные компании. Это вопрос переговоров", - считает Нестеров.
Участие в проекте нужно Китаю для того, чтобы "более стабильно получать нефть по контракту", отмечает он. В данном случае это участие "повышает вероятность ускоренного выхода кластера на пиковую добычу, более надежного снабжения нефтью трубопровода ВСТО, который идет в Китай, и, соответственно, более надежные поставки нефти в Китай в соответствии с зарубежным контрактом", - говорит аналитик Sberbank CIB.
Стоимость будущего СП эксперты не назвали, отметив, что только запасы Ванкорского кластера (одна из слагаемых стоимости проекта) оцениваются в $11 млрд исходя из цены барреля неизвлеченной нефти на уровне около $2.