Украина может передать иностранцам управление газотранспортной системой
Для российских компаний такой возможности не предусмотрено
КИЕВ, 10 сентября. /ИТАР-ТАСС/. На Украине в среду вступил в силу закон о реформировании газотранспортной системы (ГТС), который, по сути, открывает иностранцам возможность войти в капитал одного из самых привлекательных производственных активов страны.
Закон, который во вторник был опубликован в официальном издании Верховной рады "Голос Украины", подразумевает, что ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) остаются в госсобственности, однако отныне их можно передавать в управление специально созданным компаниям. В этих управляющих компаниях украинское государство получит контрольный пакет, а остальные акции могут приобрести другие инвесторы, контролируемые резидентами из США, ЕС или Европейского энергетического сообщества.
Для российских компаний такая возможность не предусмотрена.
В целом Украина планирует к 1 января 2015 года создать два совместных предприятия - операторов ГТС и ПХГ в рамках реформы газового рынка.
Согласно планам реформы, 49% в СП будут принадлежать международному партнеру и 51% - ПАТ "Укртрансгаз". В презентации "Нафтогаза", подготовленной для иностранных инвесторов, особо отмечалось, что выбор международных партнеров подвергнется "жесткому контролю" - "Газпром" не пройдет".
А глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявлял, что продажа газотранспортной системы Украины "Газпрому" неприемлема.
"Это неприемлемый вариант для прекращения конфликта", - сказал Коболев, имея в виду невозможность договориться с "Газпромом" о ценах и поставках газа.
В свою очередь, глава "Газпрома" Алексей Миллер также признал, что у газового холдинга нет никакого интереса к участию в ГТС Украины.
"Поезд ушел, и, похоже, уже вчера. Она никому не принадлежит, хозяина у ГТС нет. ГТС Украины не принадлежит "Нафтогазу", а принадлежит украинскому правительству. Прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, она (ГТС) должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены", - сказал Миллер.
Глава "Газпрома" также отметил, что необходимо сначала "изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС". Он подчеркнул, что стоимость ГТС Украины "очень невелика".
К чему может привести реформа
Эксперт киевского Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил в интервью ИТАР-ТАСС, что Украине реформирование ГТС никаких экономических преимуществ не даст, однако принесет сплошные убытки потребителям, так как концессионеры обязательно будут повышать стоимость транзита, который сейчас самый дешевый в Европе.
"Возможно, это даст политические преимущества, так как после реформирования управления о транзите через ГТС "Газпрому" придется договариваться не с "Нафтогазом", а с новым корпоративным управляющим, причем, скорее всего, не украинским. Таким образом снимутся претензии к украинской стороне по несанкционированному отбору газа или любым другим сомнительным действиям", - считает он.
По мнению эксперта, риск для российской стороны от решения киевских властей заключается главным образом в повышении цены за транзит.
"Риск для России только один - увеличение транзитных ставок. Что касается бесперебойности поставок, скорее всего, они как раз улучшатся в силу наличия стороннего управления, причем, вероятнее всего, с европейской пропиской. Ведь без российского газа украинская ГТС не нужна ни одному потенциальному концессионеру и годится разве что на металлолом", - считает Гаврилечко.
Пропускная способность газотранспортной системы Украины, которой управляет ДК "Укртрансгаз", на входе составляет 288 млрд куб. м, на выходе - 178,5 млрд куб. м, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд куб. м, Молдавию - 3,5 млрд куб. м.
ГТС состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов - 22,2 тыс. км, газопроводов-отводов - 16,4 тыс. км.