"Другая жизнь"
Молодой предприниматель из Читы Кирилл Хавренков открыл свой турклуб в возрасте 17 лет. Сейчас ему 19. По его словам, увлечение путешествиями пошло из детства, когда еще учился в Забайкальском казачьем кадетском корпусе. Он начал исследовать местные достопримечательности — от Забайкальского края до Восточных Саян, а дальше уже по накатанной пошли и другие туристические места.
"В целом туризмом я увлекаюсь девять лет, посетил 35 российских регионов, и пока ни один не зацепил так, как родной Забайкальский край. Когда обучался, у меня был высший чин, я был в сборной по спортивному горному туризму. Как-то мне предложили организовать выезд для одной компании. И свой первый турпоход, получается, я организовал в 2019 году. Это были Кадалинские Дворцы (две гряды скал-останцев, стоящих вдоль долины реки Кадалинка — прим. ТАСС)", — вспоминает Кирилл.
Первый опыт с самостоятельным туром прошел так хорошо, что Кирилл решил попробовать заниматься этим уже как основной деятельностью. Так, летом 2020 года он основал туристический клуб под названием "Другая жизнь". Он создал страницу в одной из популярных соцсетей (там сейчас около 14 тыс. подписчиков). Благодаря сарафанному радио ему еженедельно удавалось собирать группы по 20 человек на выходные дни.
"До того как я вошел на рынок туризма, у нас было несколько турфирм, и они никак себя не продвигали на региональном уровне. Я за счет более красивого и качественного контента, рассказывающего о маршрутах, начал продвигать наш продукт на федеральном уровне, а также участвовать в выставках", — поясняет предприниматель.
Поначалу вложения в проект были нулевые. На полученные с похода средства (цена участия для одного туриста составляла 750 рублей) Кирилл покупал снаряжение, котлы, продукты и оплачивал аренду автобусов. Сейчас у турклуба есть офис в Чите и все снаряжение — от ботинок до жумаров (элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей, скалолазов — прим. ТАСС). За сезон проходит 60–70 групп (1 500 человек). В каждом походе есть фотограф, медицинский сотрудник и помощник-инструктор. Могут добавляться вожатые, аниматоры, ведущие.
Походная романтика
"Мы не просто так назвались "Другая жизнь" — мы даем возможность увидеть невероятные красоты родного края, попробовать еду, приготовленную на костре, и выпить ароматный чай под душевную беседу с теми, кто еще пару часов назад были незнакомцами. Мы возвращаем людям эти забытые эмоции. Сейчас у нас 27 авторских маршрутов для любого возраста и особенно для неподготовленных людей. Есть какие-то индивидуальные маршруты, которые я провожу для тех, кто со мной ходил в поход. Был случай, когда семейная пара совершила восхождение на пик Любви в знак своей верности. Кто-то празднует дни рождения, решает внутренние вопросы, преодолевая себя и поднимаясь на высоту, проверяет дружбу на крепость", — рассказывает предприниматель.
Самый любимый маршрут Кирилла — Чертов пик (горный хребет на юге Читы высотой 1 121 м, увенчанный скальными гребнями с причудливыми останцами и окруженный россыпью курумов (валунов) — прим. ТАСС). Основная аудитория туров Кирилла — девушки 25–40. По профессии абсолютно разные — от предпринимателей до госслужащих.
Новая реальность и планы
К февралю 2022 года турклуб уже занял лидирующие позиции в Забайкальском крае, при поддержке Минэкономразвития края вошел в журнал местных туристических маршрутов. Бизнес уже стал приносить Хавренкову до 200 тыс. рублей в месяц, но изменение геополитической обстановки привело к блокировке соцсети, где базировалась основная масса клиентов клуба. Оправившись от первого шока, предприниматель перестроил цепочки продаж на другие каналы.
"Было обидно, что буквально за один день я утратил то, что развивал два года. Увы, наша аудитория не пользуется VPN. Это сразу отразилось на просмотрах сторис — раньше их смотрело 3–4 тыс. человек, а сейчас их смотрит около 500 человек. То есть охваты упали в четыре раза. В месяц я тратил порядка 10 тыс. рублей на таргетированную рекламу и покупку рекламы у других групп. У меня практически все группы набирались оттуда. Но мы сумели мобилизоваться, быстро открыть страницу в ВК и канал в Telegram", — рассказал Кирилл.
Большинство активной аудитории перешло во "ВКонтакте". Заявки стали поступать на рабочий телефон Кириллу. В связи с закрытием Instagram все перешло на мессенджеры и ВК. Сейчас бронирований не так много, как ожидалось, — три-четыре группы вместо четырех-пяти. Выручка марта к февралю упала на 10–15%. Чтобы нивелировать это падение, команда "Другой жизни" внедрила несколько новых маршрутов.
Сейчас Кирилл как раз планирует подаваться на государственный грант для молодых предпринимателей и в случае победы собирается потратить часть на аренду офиса, часть — на закупку реквизита, специального снаряжения (сейчас это основная статья расходов), а еще часть была бы потрачена на рекламу. Кроме того, Кирилл мечтает об открытии филиалов в других городах России.
"Я хочу стать тем человеком, с именем которого будет ассоциироваться развитие туризма в Забайкальском крае. Мне удалось полностью поменять правила игры на региональном рынке — начиная с цены, заканчивая уровнем и объемом предоставляемых услуг. Получилось так, что многие влюбились в туризм. И я хочу масштабировать эту историю на всю страну", — резюмирует предприниматель.
Забота от природы
А вот 22-летняя Арина Тахавеева из Челябинска запустила свой бизнес во время декрета.
"Когда я была беременна вторым ребенком, чуть больше года назад, я столкнулась с тем, что мне нужно средство, которым можно увлажнять живот. То, что продавалось в магазинах, состояло не совсем из полезных и нужных компонентов. У меня есть профильное фармобразование и навык в составлении формул. Поэтому, изучив необходимые против растяжек компоненты, я заказала на сайте для мыловаров масла ши, макадамии и миндаля и сделала свой первый крем-суфле на кухне с помощью бытового миксера. Эффект мне очень понравился. Так меня затянуло в процесс создания косметики", — вспоминает Арина.
Потом она задумалась о том, что ей, как молодой маме, не хватает времени на многоступенчатый макияж с большим количеством сложных в использовании средств, и стала изучать рынок минеральной косметики. Выяснилось, что именно эти продукты идеально вписываются в концепцию "косметика для тех, кто не любит краситься". Не требует множества кистей, быстрая в использовании, естественно смотрится, а главное — максимально бережно взаимодействует с кожей — ложится на нее легкой вуалью и не забивает поры. Вскоре девушка решила продолжить процесс создания косметики и попробовать сделать первый декоративный продукт — пудру.
"Состав минеральных пудр у всех примерно одинаковый. Ингредиенты (мика, диоксид титана, оксид цинка, различные пигменты — желтый и красный оксиды железа и синий ультрамарин) тоже есть в общем доступе. Я обратила внимание, что американская минеральная косметика рыжит, азиатская косметика желтит и большинству наших девушек не подходит. Из этого открытия появилось пространство для создания бизнеса — минеральная косметика для российских девушек и женщин с учетом наших особенностей", — говорит предпринимательница.
Бьюти-опыты
Сырье она заказала у разных поставщиков — из Европы и Китая. Первой смешала пудру, начала тестировать ее на себе, на подругах с разными типами кожи, учитывая при тестах погодные условия. И через четыре месяца экспериментов пришла к идеальному в ее понимании составу.
"Есть всего четыре оттенка минералов: черный оксид железа, синий, желтый и красный оксид железа. Первый вариант был сильнопигментированным и желтым. Второй уходил в оливковый подтон, тоже неестественно смотрелся. Это большая проблема других брендов минеральной косметики, не адаптированной под российский рынок. У минералов есть особенность — они подстраиваются под тон и становятся незаметными на лице. Первые три минуты тон может показаться слишком светлым или темным, но потом он "усаживается" и выглядит так, как будто на лице совсем нет косметики, но при этом цвет лица ровный", — объясняет девушка.
По тому же принципу она создала формулу корректора, румян и хайлайтера и, получив на продукты сертификат европейского Таможенного союза, запустила собственный бренд минеральной косметики Miniminerals. В создание первой партии Арина вложил около 80 тыс. рублей из собственных средств.
А первая успешная коллаборация у бренда случился в августе 2021 года. Miniminerals поучаствовал в Avocado Box блогера Ирены Понарошку. Тогда компания отправила 1 500 мини-наборов (9 тыс. баночек средств), что принесло ее основательнице больше 1 млн рублей, которые она реинвестировала в дальнейшее производство и наем сотрудников. Сейчас в компании работают десять человек.
Сила диверсификации
Во время сложной геополитической ситуации в марте 2022 года самым сложным испытанием для бренда стала блокировка соцсетей. Они были главным источником продаж. Но Miniminerals параллельно развивали всевозможные другие каналы (Telegram, "ВКонтакте" и маркетплейсы). Так что совсем без средств не остались.
"Спасают маркетплейсы. Люди, которые покупают там, получают карточку со ссылкой на онлайн-курс на наш закрытый Telegram-канал, где мы общаемся как с подругами и там размещаем уроки по макияжу. Таким образом аудитория перетекает из одного канала в другой", — говорит основательница бренда.
В условиях санкций европейское сырье подорожало, но поставки не прекратились. Поэтому предпринимательница решила продолжить работать на нем, повысив цены на 15%, к чему клиенты отнеслись с пониманием.
"В России нет минералов. Есть только один глауконит, из которого мы запустили в продажу минеральную маску. Даже если их обрабатывать здесь, то везти их нужно откуда-то. Некоторые минералы синтезируют в лабораториях. Возможно, мы тоже к этому придем, но пока мы хотим продолжить продавать продукт того качества, к которому привыкли наши клиенты. Многие конкуренты делают из китайского сырья. Но я, протестировав немало их поставщиков, не нашла аналогичного по качеству сырья", — рассказала Арина.
Сейчас ежемесячный оборот компании составляет до 1 млн рублей, и она спустя год работы вышла на окупаемость. Девушка действовала осторожно и вкладывала в дальнейшее развитие проекта деньги только из растущего оборота. Но сейчас она отмечает, как интерес к бренду среди косметических ретейлеров растет на фоне санкций и тренда на натуральную косметику. Поэтому только своими силами не обойтись, и она хочет подать заявку на грант для молодежных проектов.
Говоря о перспективах бренда в кризисные времена, девушка уверена, что сейчас лучшее время для российской косметики, чтобы заявить о себе. "Сейчас отличное время для таких локальных брендов, как мы, — зарубежные компании ушли с рынка, и покупатель может увидеть, что в России тоже делается качественная косметика. Сейчас то время, когда мы можем сказать и нас услышат в многоголосии международных брендов. Мы вышли на Wildberries и Ozon. Доросли до того, что крупные бренды — "Золотое яблоко" и "Л'этуаль" — хотят сотрудничать с нами и своих оборотных средств уже не хватает. Поэтому нужны инвестиции, и мы хотим подаваться на мишустинский грант", — говорит предпринимательница.
Средства от господдержки она хочет вложить в расширение и частичную автоматизацию производственных процессов. До сих пор бренд делал фокус на ручной труд, но обеспечить необходимые объемы для крупных косметических ретейлеров без соответствующего оборудования невозможно.
Ателье спортивных костюмов
Сегодняшний бизнес Виктории Калина из Читы получился из череды неудач. Сначала она после образовательного курса по дизайну попробовала пошить серию пижам и протестировать спрос на них.
"Я просто показала эскизы тем девушкам, которые обучались со мной на курсе. Мне оставили предоплату, я нашла швею-надомницу, купила ткань, и мне отшили пижаму. Выглядела она совсем не так, как я планировала. И тогда я получила первую обратную связь от покупательниц по материалам, из каких тканей они хотели бы носить пижамы. Я начала изучать, смотреть, анализировать. Нашла классный турецкий футер и пришла к тому, что можно использовать индивидуальный пошив для спортивных костюмов, которые будут идеально сидеть по фигуре", — вспоминает Виктория.
В итоге Виктория решила переориентироваться с пижам на спортивные костюмы.
В конце 2019 года девушка, размещая заказы у швей, отшила свой первый спортивный костюм: оверсайз-худи со множеством карманов и брюки-джогеры. Первые заказы она получила через свои личные социальные сети. Увидев спрос, она решила рискнуть и накануне пандемии зарегистрировала компанию Foxway. Но потом в производстве и пошиве ей отказали. Несмотря на спрос, оборотных средств не хватало на продолжение работы. Тогда она, разочаровавшись в себе как предпринимателе, пошла на работу в офис.
"Едва я устроилась на работу, на мою страницу стали писать клиенты, которые хотели купить костюм. В итоге я решила рискнуть второй раз. Я уволилась и начала искать других швей. В обед покупала ткани, потом ехала их отдавать. Мы отшивали костюмы, которые я потом сама отвозила клиентам", — рассказала Виктория.
Вскоре девушка поняла, что постоянные поиски швей отнимают очень много времени и отшивать заказы можно только очень ограниченной партией. На контрактных производствах не брали заказы на маленькое количество, это тормозило процесс. В итоге было решено рискнуть третий раз.
"В ноябре 2020 года я окончательно уволилась из автосалона, заняла 100 тыс. рублей у знакомого и купила свои первые две машинки. Экономила на всем. У меня там был самодельный раскройный стол. У меня даже утюга в самом начале не было — я его брала из дома. Потом я взяла на работу одну швею, два рулона ткани и все. И вот мы начали в своем маленьком цехе на 10 кв. м шить спортивные костюмы", — говорит основательница бренда.
В итоге девушка дошла до цеха 60 кв. м, а ежемесячная выручка компании достигала 300 тыс. рублей. Дальше — больше: клиенты могли заказать уже индивидуальный пошив костюма. Это и стало фишкой компании: можно не только заказать костюм любого размера и цвета или с индивидуальной вышивкой, но и сконструировать модель, замки и молнии. Таким образом, клиенты становятся полноценными дизайнерами своего костюма. Но в первую очередь это удобно для тех, кто имеет не совсем стандартные параметры. Как признается Виктория, такие клиенты "заказав один раз, уже становятся постоянными".
Новые пути
С введением санкций, по словам предпринимательницы, она не испытала шока, потому что ткани, на которых работает Foxway, турецкие. Проблем с их поставками нет. При этом в марте этого года выручка по отношению к февралю повысилась на 15%. В среднем в месяц Foxway отшивает 60 заказов. Виктория никого не сократила, у нее по-прежнему работают четыре человека: три швеи и заведующий производством. Продвижением и продажами она занимается сама.
"Пару часов паника была, потом начала искать новые решения, смотреть российских производителей. Все эти санкции должны были разладить российский народ, но мы, наоборот, стали объединяться индустрией легкой промышленности, создавать чаты, где вместе ищем лазейки", — резюмирует Виктория.
Виктория была одной из первых юных предпринимателей в Чите, подавших заявку на государственный грант для молодых предпринимателей до 25 лет. Его максимальная сумма — 500 тыс. рублей, и в случае победы в конкурсе она планирует разделить его 50 на 50: потратить половину на материалы, другую половину — на швейное оборудование.
Садова Анна, Юлия Ермилова