18 мая 2022, 09:25

Эксперты: создание в России ресторанных рейтингов уровня Michelin может занять годы

Французская компания Michelin 4 марта текущего года приостановила деятельность по рекомендации заведений в России

МОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Создание новых рейтингов российских ресторанов возможно, но потребуются годы, чтобы они стали полноценной заменой престижного гида Michelin. Такое мнение высказали опрошенные в среду ТАСС эксперты и рестораторы.

Красный гид Michelin - наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов, выпускается с 1900 года. В октябре прошлого года в него впервые были включены рестораны Москвы: всего 69 заведений, девять из них получили звезды. Спустя месяц соцопросы показывали, что каждый десятый россиянин хотел бы посетить столицу ради похода в мишленовский ресторан. Однако 4 марта текущего года французская компания Michelin, которая формирует гид, приостановила деятельность по рекомендации заведений в России.

Приблизиться к уровню Michelin

В мире существует масса самых разных престижных премий в области ресторанного бизнеса, не один десяток ресторанных гидов, однако ни один из них не смог достичь уровня Michelin ни по значимости, ни по уровню престижа, сказал ТАСС управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.

"Создать что-либо аналогичное в России можно было бы, но на это потребуются годы. Конечно, есть попытки создания разных гидов, путеводителей по ресторанам Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Однако потребитель нуждается в рейтинге, которому стоит доверять. Это должен быть гид, который будет объективно показывать достоинства того или иного заведения. Чтобы получение звезды многое значило для ресторана и шефа. Тогда и граждане будут ориентироваться на этот российский или столичный рейтинг", - считает эксперт.

Его позицию во-многом разделяет глава экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. "Если говорить об общероссийском рейтинге, то для того, чтобы такой он стал авторитетным, нужно провести очень большую работу по построению стандартов и процедур оценки", - убежден он.

Член Партии роста ресторатор Лариса Невидайло также считает, что "если и получится создать российский рейтинг, то на это понадобится несколько лет". "Плюс - признание международного рейтинга более масштабно, чем рейтинг в рамках страны", - заметила она.

В то же время некоторые другие эксперты уверены, что не нужно изобретать велосипед - в России уже существует национальная ресторанная премия WhereToEat, которой более 10 лет.

"Рейтинг как раз и ценен тем, что в нем могут участвовать абсолютно все рестораны страны. Мы постоянно получаем обратную связь от рестораторов. Нас ценят, и мы являемся катализатором для гостей. Поэтому изобретать новый рейтинг можно, конечно, но пусть он просуществует хотя бы больше трех лет в наших реалиях. Это очень большая и трудоемкая работа", - сказала генеральный продюсер премии WhereToEat Ирина Тиусонина.

Позиция "звездных" рестораторов

Опрошенные агентством шефы столичных ресторанов, отмеченных звездами Michelin в октябре прошлого года, разделились во мнениях.

Шеф-повар ресторана Artest (две звезды) Артем Естафьев считает: "Чтобы стать рейтингом, который хоть как-то отдаленно будет схож с Michelin, ему нужно будет изначально пройти весь этот тернистый путь. Чтобы повара всего мира желали стать частью этой истории: неподкупной, заслуженной, честной. Думаю, такое возможно в будущем, но это долгий путь".

С ним согласен шеф-повар ресторана Savva (одна звезда) Андрей Шмаков, который прокомментировал агентству перспективы создания российского гида. "Надо понимать, что быстро ничего не получается. У каждого рейтинга есть своя история и путь, ведь Michelin создавали с начала XX века. Опять же, необходимо время для популяризации нового рейтинга, и там будем смотреть", - отметил он.

При этом шеф-повара столичного ресторана Twins Garden (две звезды) Иван и Сергей Березуцкие заявили, что международный гид с более чем столетней историей "ни один локальный рейтинг не сможет его заменить". "Давайте смотреть объективно. Michelin одинаково авторитетен во всем мире - и в Европе, и в Азии. В России давно уже есть премия WhereToEat, которая охватывает территорию всей страны. Можно, конечно, создать еще рейтинги, но вопрос - для чего? Эксперты будут те же, поэтому с большой долей вероятности результаты будут как минимум схожими", - полагают собеседники агентства.

Знак "высокой кухни"

Другие эксперты, напротив, выступают за создание новых российских ресторанных гидов. Так, уполомоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева заявила, что "безусловно, необходимо задуматься о создании отечественного рейтинга с серьезным репутационным весом".

"Москва не перестала быть одной из лучших гастрономических точек на карте мира только потому, что здесь теперь нет Michelin. Уровень конкуренции на рынке сегодня очень высок. А значит, на плаву можно удержаться только благодаря уникальной подаче, которая способна привлечь внимание огромного количества гостей, и новым идеям. Новый рейтинг будет все это учитывать, и несомненно, он станет новым знаком "высокой кухни", - уверена она.

Основатель Российского ресторанного фестиваля и владелец отраслевого медиа СысоевFM Александр Сысоев отметил, что запрос ресторанов и гостей на новые рейтинги "есть давно".

"Нужны и гиды, и рейтинги/премии, но максимально прозрачные и честные. Разумеется, здесь два вектора: международные гиды привлекают иностранных туристов, локальные - работают с местной аудиторией, но могут также захватить и туристов. Сильный российский гид может закрыть обе потребности, при правильной рекламной кампании. Рестораны - важная часть досуга. Будут расти в качестве они, будут расти в качестве и отели, и само устройство города. Но это должны быть отдельные гиды по городам, объединять все в единый рейтинг я бы не стал", - уточнил он.

Его команда уже создает первый премиальный гид GreatList.ru по мегаполисам России, в котором планируется выделить самые интересные места Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Сочи. "Старт намечен на начало июня. У нас очень сильные стратегические партнеры, например, Яндекс.Карты, которые помогут сделать проект по-настоящему эффективным", - добавил Сысоев.