31 мая 2022, 12:22

Эксперты ждут роста цен на Brent из-за частичного эмбарго ЕС на российскую нефть

EPA/ HOW HWEE YOUNG

По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, снижение глобального предложения на нефтяном рынке на 1% ранее приводило к росту цен на 10-15%

МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Эмбарго Евросоюза на импорт двух третей российской нефти приведет к росту цен на топливо: стоимость Brent может вырасти на $15-20, а по некоторым оценкам, дойти до $200 за баррель, считают опрошенные ТАСС эксперты. Россия уже начала переориентацию своих поставок в Азию и может завершить ее в этом году, однако стране нужно больше танкеров, добавляют аналитики.

Ранее Евросоюз согласовал шестой пакет санкций в отношении РФ, в который входит частичное эмбарго на импорт российской нефти. Запрет на закупки нефти начнет действовать через полгода после введения санкций, на импорт нефтепродуктов - через 8 месяцев. Эмбарго коснется танкерных поставок и не затронет нефтепровод "Дружба". По данным "Транснефти", экспорт нефти в дальнее зарубежье по "Дружбе" в 2021 году составил 35,9 млн тонн. В феврале компания заявляла о планах увеличить прокачку по "Дружбе" до 45,5 млн тонн. По подсчетам ESAI Energy, общий объем морских и трубопроводных поставок нефти из России в апреле составил около 4,6 млн баррелей в сутки. Более половины этого объема, около 2,7 млн баррелей, приходится на европейские страны.

"Мы ожидаем, что эмбарго существенно повлияет на цены на нефть, поскольку европейский рынок должен стать устойчиво премиальным для того, чтобы привлечь нефть из других регионов и заменить российские поставки. Хотя страны ЕС отсрочили введение эмбарго до зимы, когда спрос на сырье обычно падает, мы ожидаем, что цены на нефть Brent будут на $15-20 на баррель выше, чем при отсутствии эмбарго", - отмечает руководитель "Центра развития энергетики" Кирилл Мельников.

По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, снижение глобального предложения на нефтяном рынке на 1% ранее приводило к росту цен на 10-15%. "Если исходить из этого, то цены могут дойти и до $200. Но, с одной стороны, в условиях дефицита предложения и логистических ограничений рост может быть существенно более сильным, по крайней мере для Европы. С другой стороны, рост цен будет провоцировать снижение спроса и сдерживать цены", - полагает он.

Более высокие цены на нефть сохранятся как минимум до конца года, поскольку эмбарго приведет к глобальному перераспределению поставок нефти, считает ведущий аналитик "Финам" Александр Потавин.

При этом директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова ожидает, что цены на нефть в ближайшее время не улетят выше $130 за баррель, так как риски введения шестого пакета санкций уже отыграны. "Уже событийно рынок отыграл эту историю, тем более на объемах пока это решение не должно отразиться: до конца года нефть можно поставлять, плюс есть разные варианты реэкспорта и так далее", - поясняет она.

Сейчас фьючерс на нефть марки Brent с поставкой в августе 2022 года торгуется на уровне $119 за баррель.

Что будет покупать Европа и куда пойдет нефть РФ

Россия уже начала переориентацию поставок в Азию, в первую очередь в Китай и Индию, однако стране необходимо больше танкеров, отмечают эксперты.

По оценке Потавина, смена покупателей уже наблюдается: поставки российской нефти в Китай и Индию в мае составляют около 1,9 млн баррелей в сутки. При этом морской экспорт нефти в Европу в апреле оценивался Kepler в 2,42 млн баррелей в сутки. "Экспорт в Китай в мае был около 1,04 млн баррелей сутки по сравнению с 937 тыс. баррелей в апреле, а поставки в Индию в мае должны были составить 853 тыс. баррелей в сутки по сравнению с рекордными 1,09 млн баррелей в апреле - но это значительно выше, чем было в январе (около 57 тыс. баррелей сутки). Поэтому надо признать, что Китай и Индия хоть и увеличили импорт сырой нефти из России, но не настолько, чтобы компенсировать потерю европейского рынка энергоносителей", - уточняет Потавин.

Ключевым становится вопрос физических поставок нефти на новые рынки через Суэцкий канал, подчеркивает эксперт. Так, флот "Совкомфлота" может поставлять в Индию до 900 тыс. баррелей в сутки, индийский флот - еще 500 тыс. баррелей сутки. "Поэтому в создавшихся условиях важным условием для того, чтобы российская нефтяная отрасль продолжала развитие, необходимо акцентировать внимание на увеличении мощностей национального танкерного флота для налаживания новых маршрутов экспорта российской нефти через Турцию, Иран и страны Средней Азии", - указывает Потавин.

По мнению Тануркова из АКРА, компании, вероятно, смогут до конца года перенаправить морские поставки нефти по этим новым маршрутам, а вот перенаправление трубопроводных поставок потребует значительно больше времени и приведет к росту цен.

НПЗ Европы для компенсации потери российского сырья уже переключаются на западно-африканскую нефть из Нигерии, Анголы и Камеруна - поставки из региона в апреле выросли на 17% от среднего уровня 2018-2021 годов, уточняет Потавин.

В свою очередь Танурков считает, что Европа сможет получать ближневосточную нефть. "В итоге в каком-то смысле произойдет обмен рынками между Россией и странами Ближнего Востока, только при более высоких ценах, в первую очередь для Европы", - резюмирует он.