НОВОСИБИРСК, 8 октября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин недоволен соотношением "цена-качество" при строительстве дорог. Выступая на заседании президиума Госсовета, глава государства назвал эту проблему главной в дорожном строительстве. "Она всегда была болезненной, вызвала много вопросов в обществе, ее острота не изжита и сегодня", - констатировал Путин.
Президент напомнил, что "государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые средства, но отдача от этих вложений зачастую неэффективна". "Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживая современных транспортных нагрузок", - перечислил глава государства.
"Черные дыры"
"Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности и точности сметной стоимости дорожных работ", - указал Путин. По его словам, "многие методики здесь явно устарели, в итоге сохраняются так называемые черные дыры, где исчезают выделенные средства". "Из года в год ремонтируются одни и те же дороги вместо того, чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства", - привел пример президент.
Он отметил "важную роль заказчиков, проектировщиков и государственной экспертизы, которые обязаны нести ответственность за прочность, качество и сроки эксплуатации дорог".
"Главгосэкспертиза должна также стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве", - поставил задачу Путин. По его оценке, "внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий".
Урон от большегрузов
В качестве одной из мер по сохранению дорожного полотна Путин назвал упорядочение движения большегрузов по дорогам общего пользования. "Большой урон им (дорогам) наносят большегрузные автомобили", - отметил президент.
"Очевидно, что необходимо упорядочить их движение по дорогам общего пользования", - заявил Путин. В связи с этим он поддержал идею о том, чтобы взвешивание фур проводили региональные службы совместно с ГИБДД.
Строительство новых объектов
Говорил глава государства и об уже реализуемых и реализованных проектах. В частности, он напомнил о необходимости построить мост через Керченский пролив до конца 2018 года. "Построены сложнейшие дорожные объекты - для Олимпийских игр в Сочи, для саммита АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани.
Завершена программа достройки 16 так называемых внеклассных мостов индивидуального проектирования через крупные реки России. Их сооружение было начато еще в советский период. До конца 2018 года нам предстоит реализовать еще один сложнейший мостовой проект - переход через Керченский пролив", - сказал он.
"Федеральные, региональные, муниципальные, сельские дороги должны строиться в единой логике, чтобы транспортная инфраструктура была рациональной и удобной. Надежно связывала всю огромную территорию России, наши города, поселки общим транспортным каркасом", - обозначил задачу президент, призвав наращивать сеть качественных дорог.
Он также напомнил, что еще в своем послании Федеральному собранию в 2012 году поставил задачу как минимум удвоить в предстоящее десятилетие объемы строительства и реконструкции дорог. "Прошу правительство и руководителей регионов ориентироваться на эту цель - и в ходе сегодняшнего обсуждения, и в своей практической работе", - указал Путин.
Развитие скоростных магистралей
Также президент предложил правительству РФ подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей. "Мы добились здесь определенного прорыва благодаря использованию механизма государственно-частного партнерства, - констатировал он. - Полагаю, что правительству надо подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей и о механизмах поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровне".
Путин отметил необходимость "более настойчиво и энергично развивать конкуренцию в этой сфере, привлекать в отрасль как можно больше предпринимателей, в том числе малый и средний бизнес".
Безопасность на дорогах
Отдельно остановился глава государства на проблеме смертности от дорожно-транспортных происшествий и системе ЭРА-ГЛОНАСС, которая призвана сократить время прибытия экстренных служб к месту аварии. Оказалось, что эта разработка, на которую за три года было потрачено почти 4 млрд руб., в бюджет следующих лет не попала, и средства на ее эксплуатацию пока выделять не планируется.
"Знаю все бюджетные ограничения. Принимал участие с самого начала в вашей работе, тяжелой и сложной работе по подготовке бюджета на следующий и последующие два года, - заявил Путин, обращаясь к членам кабмина. - Работа действительно очень сложная, но такие вещи, на которые уже затрачены миллиарды, мы не можем их бросить на полпути. Это совершенно не по-государственному".
Президент добавил, что для успешного функционирования этой системы, которая должна заработать в 2015 году, нужно обеспечить все магистрали устойчивой мобильной связью.
Комментируя предложение о повышении цен на топливо для пополнения дорожных бюджетов, Путин обратил внимание на недопустимость коррупции в этой ситуации. "Люди готовы заплатить еще какую-то там копеечку или рубль, но они должны понять, что эти деньги пойдут на реальное строительство, а не растворятся где-то в карманах чьих-то и у тех, кто не должным образом этим процессом руководит", - указал он. Саму же озвученную на заседании инициативу, по словам главы государства, еще должно рассмотреть и оценить правительство РФ.