МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Страны G7 намерены попытаться ограничить цены на российскую нефть и обсудить такую возможность с другими государствами, в том числе рассмотреть возможность запрета на морские поставки в случае несогласования цены. Опрошенные ТАСС эксперты скептически оценивают вероятность введения "ценового потолка" и считают, что другим поставщикам и потребителям нефти эта идея вряд ли понравится.
По данным агентства Reuters, лидеры стран G7 договорились рассмотреть варианты возможного запрета на транспортировку российской нефти по морю, если ее стоимость не была согласована с партнерами. В итоговом коммюнике саммита G7 отмечается, что "семерка" приветствует решение ЕС изучить с международными партнерами пути сдерживания роста цен на энергоносители, включая целесообразность введения временного ограничения цен на импорт при необходимости.
Возможные варианты
Самый вероятный шаг - попытка обязать страховые компании и судовладельцев страховать и перевозить российскую нефть только в случае, если ее стоимость не превышает определенного уровня, считают аналитики. При этом нефтяники теоретически могли бы пойти на такие условия. "В данном случае речь идет об ограничении цен, но не об ограничении поставок. Это неплохо для российских нефтяных компаний, поскольку означает, что российской нефтью можно торговать без опасений наложения вторичных санкций", считает ведущий аналитик "Финама" Александр Потавин.
Однако важен вопрос вероятного уровня цен. "Поскольку большая часть танкеров, которые перевозят российскую нефть, принадлежат европейским судовладельцам, в частности греческим и кипрским компаниям, здесь существует серьезный рычаг давления. В теории, при определенных обстоятельствах, например, если бы установленный "потолок цены" был бы близок к текущим рыночным ценам, российские компании в ряде случаев могли бы пойти на такие условия, учитывая, что уже сейчас дисконт Urals к Brent превышает $30 за баррель", - отмечает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.
При этом для того, чтобы реально ограничить доходы РФ от экспорта нефти, лимит цены должен быть установлен ниже нынешней стоимости Urals в $80 за баррель. "В таком случае бизнес начнет искать и вскоре найдет способы обойти эти ограничения - будут зафрахтованы новые танкеры с незападными владельцами, а также будут привлечены незападные страховые компании, как это уже произошло в случае с танкерами "Совкомфлота", - поясняет Мельников.
ОПЕК+ будет не в восторге
"Инициатива по установлению предельных цен на российскую нефть имеет ряд моментов, которые могут не дать ее выполнить. Во-первых, Россия уже переориентирует поставки своей нефти на рынки стран Азии. Вопросы с сертификатами безопасности и страхованием танкеров, перевозящих российскую нефть постепенно решаются", - полагает Потавин из "Финама"
Кроме того, ограничение будет иметь смысл при координации с другими крупными покупателями российской нефти и поставщиками топлива. "Неясно, как другие поставщики нефти отнесутся к идее предельных цен на нефть, ведь сейчас эта мера обсуждается только по отношению к российским поставкам. Возможно, что лидерам G7 потом нужно будет обсуждать возможность введения мирового потолка цен на нефть. Картель ОПЕК+ будет не в восторге от этой идеи", - подчеркнул он.
"Важно отметить, что идея "потолка цены" имеет шансы на успех только в том случае, если к ней, помимо стран Запада, присоединятся и другие крупные потребители нефти, что маловероятно. Более того, если "потолок цены" будет очевидно невыгоден для России, экспорт ее нефти на мировой рынок может резко упасть, что вызовет скачок цен - Россия мало что потеряет, поскольку сокращение объемов экспорта будет компенсировано увеличением цены, тогда как страны Запада добьются обратного тому, чего желают", - добавил Мельников.
Важен и вопрос времени. Потавин считает, что обсуждаемый механизм ценовых ограничений призван расширить поставки российской нефти на мировой рынок. Однако этот механизм потребует повторного обсуждения и пересмотра уже введенных западом санкций. При этом на согласование отложенного эмбарго на нефть из РФ Евросоюзу потребовалось более двух месяцев.
"В целом же можно сказать, что сама идея ограничить цену на глобальный товар не путем изменения баланса спроса и предложения, а директивным образом, с экономической точки зрения абсурдна и не имеет шансов на успех", - резюмировал Мельников.