БЕРЛИН, 20 июля. /ТАСС/. Спрос на танкеры для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) возрос за последние месяцы, из-за чего страны Европы могут столкнуться с нехваткой этого вида судов. Об этом сообщает в среду газета Handelsblatt.
Транспортные мощности для перевозки СПГ стали редким товаром, пишет издание. Европейские страны хотят освободиться от зависимости от топлива из России и подготовиться к возможному прекращению поставок газа за счет импорта СПГ. Но, отмечает газета, "логистика имеет свои границы". "У нас есть газ, но танкер найти не можем", - рассказал изданию судовой брокер из греческого портового города Пирей.
Как отмечает газета с ссылкой на данные аналитической компании Refinitiv, импорт СПГ в Европу за первые пять месяцев года вырос на 60% по сравнению с прошлым годом. Это, в свою очередь, привело к росту фрахтовых ставок и стоимости судов: год назад танкер, перевозящий объем в 175 тыс. куб. м газа стоил около $195 млн, теперь цена приблизилась к $250 млн. "По оценкам экспертов рынка, спрос на транспортные мощности для СПГ вырастет вдвое до 2040 года", - пишет газета.
Вместе с тем в мире не так много верфей, на которых строится этот тип кораблей, три крупнейших находятся в Южной Корее: Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries. На корейские верфи приходится 87% заказов, остальные распределены между КНР и Японией. По словам газеты, "верфи полностью загружены заказами на годы вперед".
Установки для регазификации СПГ также могут оказаться в дефиците. Как пишет газета, всего в мире насчитывается 45 FSRU - плавучих хранилищ СПГ, оснащенных регазификационной установкой, еще пять сейчас строятся. "В одной только Европе 16 FSRU-проектов находятся в стадии планирования. <...> Строительство FSRU сейчас стоит около $400 млн. Кто сделает заказ сегодня, может рассчитывать на его исполнение только через пять лет", - указывает издание.
Ситуация с газом в Европе
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ранее заявила, что Еврокомиссия считает "вероятным сценарием" полное отключение российского газа и призывает начать подготовку к этому, сохраняя единство ЕС и сократив потребление газа на 15%. Еврокомиссия также пообещала прилагать максимум усилий, чтобы активизировать закупки газа, альтернативного российскому, из всех доступных источников: Алжира, Норвегии, США, стран Персидского залива и Северной Африки, Азербайджана и других.
По словам еврокомиссара по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретона, Еврокомиссия намеревалась к лету довести импорт сжиженного природного газа в Европу "до 50 млрд куб. м, а в реальности уже импортирует 64 млрд куб. м, плюс до 11 млрд куб. м поставляется по альтернативным газопроводам", в частности - по Трансадриатическому из Азербайджана. При этом норвежская консалтинговая фирма Rystad Energy опубликовала в понедельник исследование, в котором пришла к выводу, что "поставки сжиженного природного газа достигают предела".