МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Первые в России климатические проекты, направленные на снижение углеродного следа, могут появиться в начале осени - с 1 сентября в силу вступил соответствующий закон. Однако не любая экологическая инициатива может считаться климатическим проектом, заявил ТАСС эксперт международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор "Карбонлаб" Михаил Юлкин.
"С 1 сентября компании могу заявлять о том, что они реализуют такой тип проектов, которые называют климатическими. Это могут быть, например, лесоклиматические проекты либо какие-то еще. Важно, чтобы результатом было либо уменьшение выбросов, либо увеличение поглощения (парниковых газов). <…> не любой проект, который приводит к снижению выбросов, на самом деле может быть квалифицирован как климатический", - пояснил Юлкин.
Например, в результате проекта должно быть поглощено больше углекислого газа, чем без него, за определенный промежуток времени, а также проект должен обеспечивать не только поглощение СО2, но и предотвращать его эмиссию в будущем.
Сокращение выбросов в РФ
В 2019 году Россия подписала Парижское соглашение и приняла на себя обязательства по снижению углеродных выбросов. К 2030 году они должны сократиться на 70-75% относительно показателей 1990 года. Это не значит, что российские компании должны вовсе отказаться от сжигания углеродного топлива и прекратить выбросы парниковых газов (ПГ). Задача состоит в том, чтобы внедрить наиболее совершенные очистные технологии, заменить источники энергии на возобновляемые там, где это возможно, а также создать систему квот и лимитов на выбросы ПГ и, соответственно, рынок углеродных единиц, который позволит предприятиям эти ограничения соблюдать.
На первом этапе государство утвердило систему учета выбросов ПГ. В конце прошлого года вступил в силу соответствующий закон и с 1 января 2023 года предприятия станут отчитываться о своих выбросах: сначала те, чей объем выбросов составляет не меньше 150 тыс. т в год, а с 1 января 2025 года отчетность станет обязательной и для предприятий с выбросами от 50 тыс. т в год.
На следующем этапе должны появиться лимиты на выбросы, а также заработать механизмы, которые будут компенсировать объемы ПГ, выбрасываемых предприятием сверх установленных для него норм.
Важнейшими элементами таких механизмов являются климатические проекты и углеродные единицы. Климатические проекты - это инициатива, которая, по сути, направлена не только на реальное снижение выбросов парниковых газов (например проекты по возобновляемой энергетике) или поглощение CO2 (например высадка деревьев), но еще и возможность для бизнеса заработать. В результате реализации таких проектов компания условно получает на свой баланс углеродные единицы - то есть объем выбросов, которые удалось предотвратить благодаря реализации климатического проекта.
О реестре углеродных единиц
Учет именно этих проектов и углеродных единиц будет вестись в реестре, работа которого, как и регистрация климатических проектов, запускается в России с начала осени. Как отмечено на официальной странице реестра в интернете, он будет состоять из общедоступного сайта и электронной базы данных.
"Углеродный реестр - это лишь механика, это есть некая электронная площадка, а углеродные единицы - это запись на вашем углеродном счете в реестре. То есть сам реестр, по сути, - средство выпуска в обращение и учета этих углеродных единиц от реализации проектов", - пояснил Юлкин.
Оператор реестра, как сообщалось ранее, будет регистрировать климатические проекты, а также проводить операции с углеродными единицами: выпускать их в обращение (то есть записывать на счет компании, реализовавшей климатический проект), передавать другой компании, а также вести зачет, то есть аннулирование.
Регистрация первых климатических проектов ожидается уже в сентябре, пояснил ТАСС статс-секретарь экологической палаты России, председатель общественного совета при Росгидромете Вадим Петров. По его словам, если смотреть на новые проекты объективно, то понять "пробелы" и "слабые места" в их регулировании и работе можно будет как минимум через полгода после начала работы реестра.
"Дальнейшая оптимизация скорее зависит от скорости реакции законодателей, органов исполнительной власти, оператора реестра, общественной экспертизы и уровня открытости к экспертным замечаниям", - считает собеседник агентства.
Как попасть в реестр
Чтобы быть учтенным в реестре, климатический проект должен соответствовать нескольким требованиям. По этому поводу в законе есть много условий, и их соблюдение еще нужно доказать.
"Была надежда на то, что большинство российских компаний станут оформлять (как климатические проекты) виды деятельности, которые приводят к снижению выбросов. Но мне кажется, что не будут", - считает Михаил Юлкин.
Кроме того, он считает, что компании будут сокращать свои выбросы не ради монетизации углеродных единиц, а для того чтобы прежде всего не потерять рынок основного товара.
В том, что компании смогут серьезно заработать на реализации климатических проектов за счет продажи углеродных единиц, сомневается и Петров. "Нельзя не согласиться с мнением, что на данном этапе развития климатического регулирования в России климатические проекты носят в большей степени социальный характер, чем коммерческий. Говорить о них, как о чистом бизнесе пока рано: ни регулирование, ни рынок еще не сформированы", - отметил он.
Собеседник агентства считает, что покупатели углеродных единиц смогут их использовать только для сокращения своего углеродного следа и соблюдения действующих на законодательном уровне квот на выбросы в атмосферу парниковых газов.
Первый углеродонейтральный регион России
Помимо запуска реестра углеродных единиц с 1 сентября на Сахалине стартует эксперимент по достижению углеродной нейтральности. Несмотря на то, что проект рассчитан до конца 2028 года, ожидается, что главной цели - нулевых выбросов - регион сможет достичь до конца 2025 года.
Сахалинская область станет территорией, где впервые в России протестируют механизм торговли углеродными единицами. Именно там будет сформирован список компаний, которые не добровольно, в обязательном порядке должны будут отчитываться о выбросах ПГ, а с 2024 года для них заработают квоты на эмиссию CO2, пояснила эксперт центра по энергопереходу и ESG "Сколтеха" Ирина Гайда.
"За превышение квот нужно будет платить либо покупать недостающие углеродные единицы у другой регулируемой компании или добровольного климатического проекта. В этом эксперименте учитываются только прямых выбросы компаний (охват-1), речь не идет пока об охватах 2 и 3 - косвенных выбросах от приобретенной электроэнергии и тепла, а также прочих выбросах в цепочке поставок", - рассказала ТАСС Гайда.
По ее словам, для компаний, которые хотят сократить углеродный след своей продукции с учетом всех охватов, Минэнерго РФ предлагает ввести систему низкоуглеродных сертификатов, подтверждающих, что приобретаемые энергия и тепло не несут за собой выбросы ПГ. Также установлен размер штрафа за превышение квоты - 1 тыс. рублей за тонну СО2, что является достаточно высоким показателем, отметила собеседница агентства.
Фактически Россия создает и добровольный, и обязательный рынки углеродных единиц в отдельно взятом пилотном регионе, добавила Гайда. "Однако принципы формирования квот для обязательного рынка пока еще не опубликованы. Также не ясно, будет ли как-то ограничен переток между добровольным и обязательным рынком", - пояснила эксперт.
Несмотря на то, что пока нет четкого представления о том, как в деталях будет работать механизм торговли углеродными единицами, эксперты сходятся во мнении, что введение в России углеродного регулирования, в том числе через создание рынка углеродных единиц, - важнейший шаг для интеграции в международную систему по борьбе с климатическими изменениями. "Создание реестра сегодня - это возможность создания единой системы торговли квотами на выбросы парниковых газов для ЕАЭС и СНГ", - заключил Петров.