Эксперт: ESG будет актуально в России, пока крупный бизнес не ощутит эффект от санкций

О том, что расходы на ESG в нынешних условиях могут быть поставлены на паузу, рассказал генеральный директор Continent Express Станислав Костяшкин

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. ESG-повестка (environmental - экология, social - социальное развитие, governance - корпоративное управление) до сих пор актуальна в России лишь потому, что крупный бизнес еще не ощутил в полной мере эффекта от санкций, как только сократятся доходы компаний, им будет не до инвестиций в устойчивое развитие. Такое мнение высказала во вторник профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич на форуме "Бренды со смыслом".

"Сейчас вы еще говорите про ESG. Это значит только одно: по голове еще не сильно стукнуло. Бить основательнее будет в 2023 году, когда уже введутся санкции на нефть. Пока получили по голове только металлурги, лесопереработка, целлюлозка и уголь. И эти санкции начали действовать в середине или в конце лета, мы пока еще видим первые последствия", - подчеркнула Зубаревич.

По ее словам, "ESG - это разговор с небедным населением". Как отметила профессор, российский средний класс сжимается. "Мы понимаем, что наиболее низкодоходные группы поддерживаются и будут поддерживаться - это электорат. Среднему классу предложено выживать самому", - считает она.

О том, что расходы на ESG в нынешних условиях могут быть поставлены на паузу, рассказал генеральный директор Continent Express Станислав Костяшкин. "ESG - это удел богатых корпораций. Когда мы переходим к миру большому, понятие ESG уже немного меняется. Это "nice to have", но не "must to have". Сейчас, когда бизнесу не до жира, а выжить бы, думаю, что инвестиции в ESG будут трансформированы", - считает Костяшкин.

В качестве примера он привел авиаиндустрию, которая до пандемии активно занималась снижением углеродного следа. "Как только наступила пандемия, моментально забыли про эту тему. Потому что когда индустрия встала, когда у компании триллионы убытков, ну, кто будет думать про этот углеводородный выброс", - пояснил эксперт. По его словам, к этому вопросу еще вернутся, когда ESG снова станет выгодно бизнесу. "А то, что пытаются придумать сейчас, не к месту. Не в этой исторической реалии. Это, наверно, немного лишнее. Эту тему сейчас нужно поставить на паузу", - заявил Костяшкин.

Где ESG останется

По мнению генерального директора Saint-Gobain в России и странах СНГ Рафаэля Зохрабяна, в таких отраслях, как, например, строительство, ESG не теряет своей актуальности даже в нынешней непростой экономической ситуации.

"Что касается строительства, решения, которые мы предлагаем, это не решения на один, два, три года. Мы строим дома, кварталы, цикл жизни которых измеряется десятилетиями. Если мы сейчас не будем принимать решения, которые позволяют меньше топить, которые уменьшают энергопотери, мы через 30 лет придем к тому, что нам нужно будет делать капитальный ремонт совершенно с другими вложениями, - считает Зохрабян. - Если строить сейчас из "chinese wall", то есть строить, лишь бы куда-то переселиться, то мы еще больше отстанем в плане развития экономики, и, к сожалению, это будет очень сложно наверстать".

Устойчивое развитие

Реализация ESG-стратегий компаний напрямую вытекает из 17 целей ООН по достижению целей устойчивого развития. ESG - это набор инструментов, которые используют компании. Они ориентированы на экологию (environmental), социальную ответственность (social) и корпоративное управление (governance).