МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Число онлайн-покупок в барах и ресторанах России в сентябре и октябре выросло в 3-4 раза, однако средний чек в этой категории упал на 30-40%. При этом покупки офлайн, которые формируют 95% оборота ресторанов, снизились на 3-4%. Об этом говорится в исследовании аналитического ресурса "Чек Индекс", которое имеется в распоряжении ТАСС.
Эксперты "Чек Индекса", который анализирует обезличенные агрегированные данные Оператора фискальных данных (ОФД) с более 1,1 млн онлайн-касс в России и экспертов-партнеров, провели исследование того, как изменилось потребительское поведение посетителей баров и ресторанов в сентябре и октябре 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. В исследование не вошли кафе и столовые более низкого ценового сегмента, а также заведения фастфуда.
"В октябре рост числа покупок онлайн составил 3,8 раза, рост оборотов категории - в 2,6 раза. Средний чек покупки - 870 руб., на 39% ниже", - говорится в исследовании. В сентябре в онлайне рост числа покупок составил 3 раза, рост оборотов - в 2,7 раза, а средний чек покупки - 956 руб., что на 30% ниже, чем годом ранее. Аналитики указали, что онлайн-покупки составляют 5% оборота заведений.
При этом в заведениях отмечается падение числа покупок в зале, особенно в заведениях, расположенных в торговых центрах преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в октябре снижение числа покупок офлайн составило 4%, рост оборотов составил 4%, средний чек покупки - 1 тыс. 208 руб. (+8%), в сентябре снижение числа покупок составило 3%, рост оборотов составил 6%. Средний чек покупки - 1 тыс. 227 руб. - на 11% выше, чем годом ранее. Эксперты "Чек Индекса" отмечают, что рост оборотов заведений общепита спровоцирован низкой базой прошлого года, когда в заведениях общественного питания действовали ковид-ограничения. Поддержку продажам в этом году оказывает развитие индустрии внутреннего туризма.
"С популяризацией сегмента электронной коммерции и сферы доставки в ресторанах быстро растет сегмент онлайн-продаж - прежде всего, стандартизированных блюд с меньшим чеком, что отражается в величине средней онлайн-покупки. Однако, несмотря на кратный рост интернет-продаж точек питания, доля таких покупок - менее 5% и пока приходится на крупнейшие города", - отмечают эксперты "Чек Индекса".
Рост продаж готовой еды в ретейле
Опрошенные ТАСС ретейлеры отмечают рост продаж в сегменте готовой еды. Так, в "Ленте" зафиксировали 60-процентный рост числа чеков в онлайне в октябре (год к году), сообщили ТАСС в пресс-службе компании. В Х5 Group количество покупок готовой еды как офлайн, так и онлайн в сентябре выросло на 13,8%, а в октябре - на 8,5%, сообщили ТАСС в пресс-службе компании. В пресс-службе "Вкусвилла" ТАСС сообщили, что рост продаж сегмента готовой еды в октябре составил 30% в годовом выражении. "Сегодня на категорию кулинарии приходится 15% покупок, средний чек - 290 руб., онлайн-продажи составляют в среднем 40% с чеком 490 руб.", - отметили в компании.
Предпочтения потребителей
Ретейлеры отмечают, что в сегменте готовых блюд популярностью пользуется традиционная кухня.
"Мы наблюдаем не спадающий интерес к различным вариациям классических блюд - борщ, салаты оливье и селедка под шубой, макароны, картошка пюре и котлеты", - рассказали в пресс-службе "Вкусвилла".
По данным "Ленты", в топ-продаж входит ципленок-гриль, оливье, сельдь под шубой.