В Венгрии спрогнозировали нормализацию ситуации с бензином лишь через несколько месяцев
БУДАПЕШТ, 10 декабря. /ТАСС/. Ситуация на энергетическом рынке Венгрии, где возникла острая нехватка бензина и дизельного топлива, полностью стабилизируется лишь через несколько месяцев. С таким прогнозом выступил в пятницу Жолт Хернади, генеральный директор крупнейшей венгерской нефтегазовой компании MOL, которая обеспечивает своей продукцией 85% автозаправочных станций в стране.
"В последнее время наблюдается очень серьезный дефицит, и потребуются недели, чтобы доступность топлива вновь пришла в норму, - сказал он в интервью интернет-изданию Telex. - Мы уверены, что очереди на АЗС будут ликвидированы в ближайшее время, но полная нормализация может занять несколько месяцев".
На этой неделе правительство Венгрии приняло решение отменить льготные цены на бензин и дизельное топливо, чтобы стимулировать импорт этих продуктов и устранить их дефицит. Вслед за этим кабинет министров более чем в два раза повысил налог на сверхприбыль MOL от торговли бензином по коммерческим ценам, установив его на уровне 95%. Эта компания использует на своих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) российскую нефть марки Urals, поступающую по трубопроводу "Дружба" по более низкой цене, чем нефть, которую получают ее конкуренты. На венгерском рынке работают также австрийская OMV и британско-нидерландская Shell.
Комментируя эти решения, Хернади отметил, что "с точки зрения надежности поставок отмена предельной цены была, безусловно, хорошим решением, это было в интересах страны". Что касается налога на сверхприбыль, то это огромное бремя, но "платить налоги - обязанность", напомнил он. "Никому не нравятся специальные налоги и дополнительные сборы, но у такой крупной компании, как MOL, должно быть чувство ответственности, и если раз в 10-12 лет это будет делаться на временной основе, а в остальное время мы будем иметь возможность нормально работать, то мы с этим согласны", - сказал глава компании.
Проблема для всего региона
Отвечая на вопрос о причинах дефицита, он отметил, что "в Венгрии за последний год потребление бензина выросло на 10%, в то время как в других странах оно снизилось". "Топливо здесь дешевле, чем в других местах. А поставки сократились, импорт исчез", - пояснил Хернади.
Потолок цен на бензин и дизельное топливо, установленный в целях поддержки населения, действовал в Венгрии с ноября прошлого года. Льготная цена при продаже ограниченного объема 95-го бензина на венгерских АЗС составляла 480 форинтов за литр (около €1,2). Коммерческая цена примерно на 40% выше. Объявляя об отмене льготных цен и увеличении налога на сверхприбыль, премьер-министр Виктор Орбан заявил, что нехватка бензина в Венгрии возникла из-за дополнительных ограничений, установленных Евросоюзом с 5 декабря в отношении российской нефти.
Хернади признал, что это создает серьезные проблемы для MOL, которая пока зависит от поставок российской нефти. Сырье, поступающее по трубопроводу "Дружба", используется, в частности, на ее НПЗ в Сазхаломбатте и Братиславе. "Чешская Республика, Словакия и Венгрия являются наиболее уязвимыми странами. Если трубопровод "Дружба" перестанет поставлять нефть, то мы не сможем снабжать нефтеперерабатывающие заводы трех стран через Адриатику", - сказал гендиректор компании.
"С 5 декабря [в ЕС] вступило в силу эмбарго на морские перевозки российской нефти, с 1 января немцы больше не будут покупать российскую нефть, а с 5 февраля вступят в силу санкции в отношении нефтепродуктов [из российской нефти]", - отметил Хернади. По его словам, это вынуждает MOL думать о переводе завода в Братиславе на другое сырье, иначе он не сможет экспортировать свою продукцию из Словакии в Венгрию и другие соседние страны.
"Если Братислава не сможет обеспечить поставки, то в регионе, в Австрии и Чехии, возникнет значительный дефицит, и я не знаю, как он будет восполнен, потому что мощностей нет. Это серьезная проблема", - подчеркнул руководитель венгерской нефтегазовой компании.



