18 декабря 2014, 18:48

UTair сокращает флот и просит подождать 20 лет

ИТАР-ТАСС/ Константин Веремейчик
Компания намерена не только сократить самолетный парк, но и изменить его структуру

МОСКВА, 18 декабря. /Спецкорр. ТАСС Алина Черноиванова/. Третья по объемам авиаперевозок компания России - UTair, допустившая дефолт по облигациям и столкнувшаяся с многочисленными исками от контрагентов, раскрыла долговой портфель почти на 170 млрд руб. и план по выходу из кризисного положения.

UTair  делает ставку на сокращение воздушного флота, а владельцам облигаций предлагает принять наиболее комфортные для компании условия возврата долгов. Кредиторы план UTair не комментируют.

Декабрьский портфель долгов

Финансовый долг и задолженность по лизингу воздушных судов авиакомпании UTair к 16 декабря 2014 года достигла почти 168 млрд руб. при прогнозной годовой выручке чуть более 74 млрд руб.

Структура финансового долга рассчитана по "предполагаемому обменному курсу доллара США на уровне 58,3461 руб. и курсу евро на уровне 72,6642 руб.", отмечается в презентации.

Прямые долговые обязательства перед банками - более 63,6 млрд руб., из них почти 51,7 млрд руб. - кредиты. Финансовый долг компании в целом, включая долги перед держателями облигаций, превышает 82,6 млрд руб. Из них 86% - это долговые обязательства в рублях, 13% - в долларах, 1% - в евро.

Еще больше задолженность компании по лизинговым платежам - около 85 млрд руб., при этом основная - за самолеты (более 69 млрд руб.), лизинговые платежи по которым идут в долларах. В презентации отмечается, что задолженность компании по лизингу - это на 91% долларовые платежи.

Текущая просроченная задолженность UTair  - 13 млрд руб., из которых 5,6 млрд руб. - долги по лизингу, а более 1 млрд руб. - по заработной плате.

По итогам первого квартала 2015 года UTair  планирует, что ее операционный денежный поток будет отрицательным. "У компании отсутствуют средства для исполнения своих обязательств", - говорится в презентации.

Выход через сокращение флота

Основные проблемы компании связаны с самолетным бизнесом (вертолетный сегмент остается операционно безубыточным). В последние годы UTair активно обновляла и наращивала самолетный парк, планируя его под ежегодный рост рынка авиаперевозок, стабильные цены на нефть и стабильный валютный курс, отмечается в презентации.

В 2013 году компания перевезла 9,6 млн пассажиров, по итогам 2014 года - около 10,2 млн человек. Доля рынка за 10 месяцев этого года - 11,6%. При этом почти половина маршрутов в сети авиакомпании - маршруты, которые другие перевозчики не выполняют.

Теперь UTair намерена не только сократить самолетный парк, но и изменить его структуру: будут выведены 46 лайнеров (сокращение почти на 40%), во флоте останутся только самолеты Boeing и ATR.

Согласно презентации, из парка будут выведены 46 самолетов, в том числе 12 лайнеров Airbus 321-200. Это самолеты, которые компания получает напрямую с завода, первая машина была поставлена в 2013 году. В 2015 году во флоте UTair  не предусмотрено ни одного лайнера Airbus. Кроме того, авиаперевозчик намерен полностью избавиться от самолетов Bombardier - CRJ (минус 15 лайнеров).

Пересмотру подлежит и флот Boeing. В частности, компания выведет 6 лайнеров Boeing 737-800 на 159 мест - таких машин останется только 9. Сокращению подлежат 2 самолета Boeing 767-200/300 на 170 кресел, оставив во флоте 7 таких машин. И полностью UTair избавится от дальнемагистральных Boeing 757-200, рассчитанных на 228 кресел, (минус 11 машин).

В результате оптимизации самолетный флот компании будет состоять из среднемагистральных самолетов типа Boeing (в основном Boeing 737-500, ни один из которых не пострадает в рамках оптимизации, их останется 34). Не будут затронуты и региональные ATR - 15 самолетов.

Отказ от Sukhoi SuperJet

Флот компании после оптимизации не предусматривает наличие самолетов типа Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). О закупке таких самолетов UTair договорилась в августе 2013 года, запланировав покупку 6 лайнеров SSJ 100 версии LR на 103 кресла. Первые машины должны были поступить в парк компании уже летом 2014 года, но из-за ухудшения экономического положения компании сделка не завершилась.

UTair уже осуществила техническую приемку трех из четырех готовых для нее SSJ 100, но финансово сделка не закрыта, говорил на прошлой неделе старший вице-президент по разработке и послепродажной поддержке "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) Андрей Недосекин.

В пресс-службе ГСС и компании "ВЭБ Лизинг", которая должна была финансировать поставку самолетов SSJ 100 в UTair, отказались в четверг прокомментировать ТАСС представленные в презентации планы авиакомпании по сокращению флота.

"ВЭБ Лизинг" также финансирует поставку UTair  самолетов A321, но представитель компании не стал комментировать, проинформированы ли они уже об отказе UTair от этих самолетов. Не комментируют ситуацию и в российском офисе Airbus.

Экономия на всем

Благодаря сокращению флота экономия на лизинговых платежах составит 6,5 млрд руб. в первый год, более 39 млрд руб. до 2020 года и свыше 69 млрд руб. в горизонте до 2025 года, подсчитали в UTair.

Программа сокращения издержек "Импульс" также включает сокращение административного и производственного персонала на 30%, увеличение билетной выручки за счет активного управления тарифами и классами бронирования на основании прогнозных моделей, увеличение выручки за счет ввода невозвратных тарифов, оптимизацию расходов на порционное питание, сокращение затрат на сервис на борту и другие меры.

В итоге UTair  рассчитывает выйти на операционную безубыточность уже в 2015 году. Выручка, прогнозируемая на 2015 год, сократится по сравнению с 2014 годом на 14%, до 63,8 млрд руб. В 2016 году составит 68,6 млрд руб., в 2017 год почти вернется к результатам 2014 года - 73,4 млрд руб., а в 2022 году превысит 100 млрд руб.

Но будет постепенно расти EBITDA, и в 2017 году самолетный сегмент компании станет прибыльным по этому показателю (по итогам 2014 года EBITDA этого сегмента - минус 5,3 млрд руб.).

Держателям облигаций, по которым UTair должна сейчас более 6 млрд руб., компания предлагает перевыпуск ценных бумаг на новые - 20-летние и с минимальной процентной ставкой.

В UTair по законодательству о раскрытии информации акционерными обществами не могут комментировать данные, представленные в презентации по реструктуризации долгового портфеля, но говорят, что "нацелены на конструктивный разговор с инвесторами".

Крупнейший кредитор UTair - Сбербанк. Летом этого года перевозчик почти полностью выбрал кредитные линии, открытые для него Сбербанком на общую сумму 22 млрд руб. Но в пресс-службе кредитной организации не смогли дать ТАСС оценку плана UTair по выходу из кризиса.

Запросы ТАСС в банк "Россия" (кредитор UTair на сумму $130 млн) и Альфа-банк (подал в отношении перевозчика уже почти десяток исков) на момент публикации остались без ответа.

Группа UTair входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок. Более 60% акций UTair принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", остальные - дочерним структурам и миноритариям.