МОСКВА, 5 февраля. /ТАСС/. Мировым рынкам понадобится минимум полгода-год, чтобы перестроиться после ввода эмбарго и потолка цен на российские нефтепродукты, считают опрошенные ТАСС эксперты. По их мнению, эмбарго приведет к росту цен на дизтопливо в Европе и масштабному перераспределению рынка и изменению маршрутов поставок. При этом эксперты отмечают, что даже в случае временного падения добычи нефти в РФ она затем восстановится.
"Конечно, будет идти масштабное перераспределение рынка: ведь от того, что Евросоюз отказался от российского дизеля, дизель им одномоментно меньше не нужен будет. Потребуется время, минимум полгода-год будут эти процессы идти, будет дополнительная неопределенность. Потом все утрясется, стабилизируется, если не будет дальнейших изменений геополитической ситуации", - считает замгендиректора Института энергетической стратегии Алексей Мастепанов.
По его словам, компаниям нужно время для перенаправления поставок и решения всех связанных с этим вопросов. "Есть слишком много факторов, не все они однозначно решаемы, для некоторых нужно время, в том числе и на технологическую, юридическую и бюрократическую подготовку", - пояснил он.
Россия является крупным поставщиком дизельного топлива на европейский рынок. По подсчетам МЭА, компании РФ в декабре 2022 года экспортировали рекордный объем дизельного топлива - 1,2 млн баррелей в сутки, при этом 60% поставок пришлось на европейский регион.
Как считают в "БКС мир инвестиций", активная перестройка энергорынков продолжится в 2023 году. "Российский экспорт энергоносителей в Европу продолжит сокращаться, а в Азию - расти. Цены на газ останутся неустойчиво высокими еще как минимум 12 месяцев, а рынки нефтепродуктов могут оказаться более уязвимыми к эмбарго, чем нефти", - говорится в комментарии БКС.
Цены в Европе вырастут
Дизтопливо в Европе подорожает из-за изменения логистики, считает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников. "В общем виде эмбарго должно привести к увеличению цен на дизтопливо в Европе, поскольку его придется доставлять по более длинным маршрутам из США и Ближнего Востока", - сказал он. Между тем, по мнению эксперта, динамика цен на топливо в Европе будет прежде всего зависеть от цен на нефть и от вероятности рецессии экономики региона в этом году.
"Российское дизтопливо, в свою очередь, будет перенаправлено в страны Азии. В какой степени возможно полное перенаправление, остается вопросом, однако если цены на дизтопливо в Европе резко вырастут, то и объемы российского экспорта не снизятся драматически", - отметил Мельников.
Что будет с добычей и переработкой РФ
Центр развития энергетики ждет умеренного снижения переработки в РФ после ввода эмбарго и считает, что нефтяникам будет выгодно поставлять топливо на внутренний рынок. "По нашему мнению, если сохранится нынешний механизм демпфера, то снижение переработки будет умеренным, так как нефтекомпаниям будет выгодно поставлять топливо на внутренний рынок даже по ценам ниже текущих", - сказал Мельников. Между тем Россия не видит оснований для резкого сокращения переработки нефти и выпуска нефтепродуктов из-за эмбарго ЕС, заявлял глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов. По данным Росстата, объем переработки нефти в РФ в 2022 году снизился на 3,5% и составил 276 млн тонн, производство бензина выросло на 3,6%, до 42,3 млн тонн, дизтоплива - на 5,4%, до 84,7 млн тонн.
При этом эксперты отмечают, что даже в случае временного падения добычи нефти в РФ она затем восстановится. По мнению аналитиков БКС, начавшие действовать в декабре эмбарго и ценовой потолок на нефть РФ пока не оказали большого влияния на нефтяной рынок, однако запрет на российские нефтепродукты может повлиять на него сильнее. "На наш взгляд, в результате эмбарго добыча и экспорт российской нефти могут временно снизиться на 1 млн барр. в сутки, но затем быстро восстановятся до конца 2023 года", - считают они.
По мнению Мастепанова, объемы экспорта российской нефти после эмбарго сохранятся. "Свыше тех объемов, которые были, экспорт российской нефти вряд ли увеличится, но он останется высоким", - полагает он.
5 декабря 2022 года вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефти из РФ. Страны G7, ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. С 5 февраля 2023 года начинают действовать аналогичные ограничения на поставки нефтепродуктов из России: накануне Совет ЕС официально утвердил решение о введении совместно с "группой семи" потолка цен на перевозимые морем российские нефтепродукты в $100 за премиальные к цене нефти и в $45 за дисконтные.