14 февраля 2023, 10:08,
обновлено 14 февраля 2023, 11:55

Число случаев хищений с банковских счетов в РФ в 2022 году сократилось впервые за семь лет

Донат Сорокин/ ТАСС

Согласно данным ЦБ, в 2022 году средняя сумма одной операции без согласия клиента по счетам физлиц составила 15,32 тыс. рублей

МОСКВА, 14 февраля. /ТАСС/. Количество случаев хищения денег с банковских счетов в России в 2022 году сократилось впервые за семь лет - на 15,31%, до 877 тыс., следует из материалов Банка России.

В 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1 458,6 трлн рублей) с применением электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа).

Согласно данным ЦБ, в 2022 году средняя сумма одной операции без согласия клиента по счетам физлиц составила 15,32 тыс. рублей, что на 30% больше, чем в 2021 году (11,8 тыс. рублей). По счетам юрлиц этот показатель составил 166,91 тыс. рублей.

При этом ЦБ отметил, что банки вернули клиентам меньше похищенных средств, чем годом ранее, - 618,4 млн рублей, или 4,4% от всего объема краж. Такой уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. Кроме того, в 2022 году мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения, указал регулятор.

Ущерб от действий кибермошенников

Несмотря на активное развитие новых дистанционных платежных сервисов и рост объема денежных переводов (на 39%, до 1 458,6 трлн рублей), размер ущерба от действий кибермошенников вырос незначительно - на 4,29%, до 14,2 млрд рублей. ЦБ отметил, что, как и в предыдущие годы, больше всего операций без согласия клиентов в количественном выражении пришлось на оплату товаров и услуг в интернете. Однако в 2022 году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы - мобильный и интернет-банкинг. "Заполучив доступ к сервисам, мошенники могут не только похитить у человека средства на счете, но и оформить на него кредит. Именно поэтому больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 млрд рублей", - говорится в материалах Банка России.

Кроме этого, ЦБ инициировал блокировку более 756 тыс. мошеннических телефонных номеров, что в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее, и является максимальным показателем с начала такой работы в 2019 году. Регулятор отметил, что к ранее используемым сценариям звонков злоумышленников, а именно звонков от якобы "специалистов службы безопасности банка", "правоохранительных органов" и "Центрального банка", добавились сценарии, связанные с частичной мобилизацией. 

Теги:
Россия