МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Самозанятые и предприниматели вели себя активнее в поиске новых возможностей увеличения дохода в 2022 году, чем наемные работники. Такие данные приводятся в докладе факультета социальных наук НИУ ВШЭ "Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения" (имеется в распоряжении ТАСС).
Авторы доклада отмечают, что российские работники искали разные способы по увеличению своих доходов. Так, 28% из самозанятых и предпринимателей и 6% работающих по найму пытались организовать свой собственный бизнес. Из обеих групп доля тех, кому это действительно удалось, составила 22%.
Примерно каждый третий в обеих группах в 2022 году искал дополнительные заработки в виде регулярной дополнительной работы или нерегулярных приработков. Как отмечается в докладе, среди самозанятых и предпринимателей каждый третий (34%) получал таким путем дополнительный доход, а среди наемных работников - лишь каждый четвертый (26%).
По результатам опроса, 10% самозанятых в 2022 году сменили место работы, а среди работающих по найму таковых оказалось 16%. При этом большинство людей (по 70-80% в обеих группах) сделали это добровольно: они либо нашли другую, более подходящую для себя работу, либо прекратили работать совсем.
По оценке авторов доклада, самозанятые и предприниматели чаще испытывали трудности и ухудшение позиций в период кризиса, но также чаще улучшали свои позиции по сравнению с людьми, работающими по найму, ситуация у которых в целом более стабильна. Это касается в том числе изменения их материального положения и психологического состояния - обе категории работников в течение 2022 года гораздо больше времени уделяли трудовой деятельности и зарабатыванию денег.
Как пояснили авторы доклада, это привело к заметному сокращению возможностей для отдыха и развлечений, особенно среди самозанятых и предпринимателей, ведь они были более активны в поисках выхода из сложившейся ситуации и преодолении кризиса, чем наемные работники. В частности, предприниматели проявляли умеренность, аккуратность и расчетливость в своих трудовых и потребительских практиках, более активно использовали возможности дистанционного режима работы.
Методология
Опрос проводился исследовательской группой "Циркон" в октябре 2022 года по заказу НИУ ВШЭ. Для анализа были отобраны 2 тысячи анкет. Данные собирались посредством очного формализованного интервью по месту жительства респондентов. Для достижения репрезентативности применялась многоступенчатая случайная маршрутная выборка. Данные опроса репрезентируют взрослое население России (18 лет и старше) по таким параметрам, как пол, возраст, тип населенного пункта и география. Структура выборочной совокупности соответствует структуре населения Российской Федерации согласно официальной статистике Росстата. Погрешность выборочной совокупности не превышает 3,5%.