4 апреля 2023, 05:00
Статья
Joe Raedle/ Getty Images

Восемь стран — участниц альянса ОПЕК+ объявили, что решили сократить добычу нефти на 1,1 млн баррелей в сутки. Чуть раньше о своих сокращениях добычи говорила и Россия. Решение, которое вступит в силу уже в мае и которое представители ОПЕК+ называют "превентивной мерой", стало сюрпризом для рынка, сразу подняв котировки нефтяных контрактов. О том, как развивались события, рассказываем в нашем материале.

Предыдущая судьбоносная встреча стран, входящих в ОПЕК+, произошла в октябре 2022 года. Прошлой осенью картель объявил, что с ноября снижает добычу на 2 млн баррелей в сутки (б/с). Половину этого объема брали на себя Россия и Саудовская Аравия, остальное — другие члены картеля. Заявление тогда не стало большим сюрпризом для рынка, поскольку результаты встречи были практически известны еще до того, как сама встреча состоялась. Вопрос был только в том, на сколько добыча будет уменьшена — на 1 млн или на 2 млн б/с.

А вот от нынешней встречи рынок не ожидал каких-то знаковых решений, поскольку это заседание не всех участников альянса, а лишь мониторингового комитета, в который входят восемь стран.

Превентивные меры

Тем более неожиданным оказалось заявление, распространенное накануне заседания, в воскресенье, 2 апреля. Несколько стран, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, приняли решение о добровольном сокращении добычи нефти с мая по конец 2023 года и озвучили его через свои официальные источники. Саудовская Аравия сократит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, Ирак — на 211 тыс., Объединенные Арабские Эмираты — на 144 тыс., Кувейт — на 128 тыс., Казахстан — на 78 тыс., Алжир — на 48 тыс., Оман — на 40 тыс., еще 8 тыс. добавит Габон. Таким образом, объем сокращения составит около 1,1 млн б/с, а если прибавить долю России, которая, напомним, с марта и минимум на весь 2023 год добровольно снизила добычу на 500 тыс. б/с, то в целом начиная с мая рынок станет ежедневно недополучать более 1,65 млн баррелей. Но на самом деле нефти станет еще меньше, потому что сокращение 2 млн ежедневных "осенних" баррелей никто не отменял.

Министерство энергетики Саудовской Аравии отметило, что решение о добровольном сокращении добычи было принято в координации с рядом стран ОПЕК+. "Представитель министерства подчеркивает, что это превентивная мера, направленная на поддержание стабильности на нефтяном рынке", — указывается в сообщении.

О превентивных мерах говорил и вице-премьер РФ Александр Новак. "В качестве ответственных и превентивных действий Россия реализует добровольное сокращение на 500 т. б/с до конца 2023-го от среднего уровня добычи февраля, определенного в соответствии с независимыми источниками", — заявил министр. При этом он указал на непредсказуемость и высокую волатильность мирового рынка нефти "из-за продолжающегося банковского кризиса в США и Европе, глобальной экономической неопределенности и непредсказуемых и недальновидных решений в энергетической политике".

​​​​​Реакция рыночная

Рынок отреагировал на неожиданную новость прыжком нефтяных котировок вверх. Стоимость барреля марки Brent поднялась выше $85 (впервые с 7 марта). А Goldman Sachs Group пересмотрела свои прогнозы на 2023–2024 годы, повысив ожидаемую стоимость Brent до $95 и до $100 к концу каждого из годов соответственно.

В свою очередь, руководитель Центра развития энергетики (ЦРЭ) Кирилл Мельников высказал мнение, что решение представителей ОПЕК+ должно вернуть нефтяные котировки в диапазон $80–100 за баррель. "Сокращение на 1,5 млн б/с в период, когда спрос на топливо в Северном полушарии обычно растет, однозначно должно поддержать цены и вернуть их в диапазон $80–100 за баррель, а также посылает ясный сигнал участникам рынка о том, что картель не допустит падения цен", — пояснил эксперт ТАСС.

Для России, как считает Мельников, решение о сокращении добычи — положительная новость, поскольку это приведет к сокращению дисконта российской нефти марки Urals и снизит риски утраты доли рынка. Тем временем дисконт на Urals с середины января упал на $8 за баррель (по отношению к Brent) и продолжит снижаться. Поспособствовать этому, в частности, должны внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки. Они предполагают снижение дисконта на Urals с $34 в апреле до $25 за баррель в июле за счет уточненной методики определения цены нефти при расчете налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Однако Urals по-прежнему торгуется по ценам заметно ниже прошлогодних. Средняя цена барреля в январе составляла $49,48, в феврале — $49,56 за баррель, приводит статистику Минфин РФ. Это почти вдвое меньше, чем годом ранее, и гораздо меньше, чем запланированные в бюджете $70.

Реакция политическая

Отреагировали на решение ОПЕК+ и в Белом доме. Правда, в отличие от осенней реакции, нынешняя оказалась скорее дежурной.

В октябре глава Национального экономического совета Брайан Диз называл тогдашнее решение ОПЕК+ "необоснованным и ненужным", пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер даже заявила, что ОПЕК+ встал на сторону России, а госсекретарь Энтони Блинкен намекал на некие "варианты ответных действий, в том числе в области отношений с Саудовской Аравией", которых, впрочем, не последовало.

В этот же раз все обошлось публикацией слов анонимного представителя Совета национальной безопасности (СНБ) о том, что власти США "не считают сокращение добычи сейчас желательным", но по-прежнему главным образом "сосредоточены на ценах для американских потребителей".

Что касается Европы, то у нее реакция оказалась еще менее выраженной. Как заявил представитель Еврокомиссии Тим Макфи, "ЕК пристально следит за ситуацией на энергетических рынках после решения ОПЕК+ о снижении добычи нефти". Возможно, какая-то позиция у еврочиновников появится после заседания Совета ЕС — США по энергетике, которое пройдет 4 апреля, однако, какой бы она ни была, Кремль уже "превентивно" на нее отреагировал. "Довольны или не довольны другие страны, наверное, это их личное дело", — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Евгений Мазин