ЛОНДОН, 10 февраля. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Роман Подервянский/. Рыночных предпосылок для нынешнего острого кризиса мировых нефтяных цен не было, заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин, выступая с презентацией на Международной неделе нефти (IP Week) в Лондоне.
"Мы, бесспорно, находимся в условиях достаточно острого кризиса на нефтяных рынках, - отметил глава "Роснефти". - За последние 50 лет таких кризисов по политическим и экономическим причинам было несколько".
При этом во второй половине 2014 года падение цен на нефть отличалось по ряду параметров от прежних прецедентов, указал он. "Предложение и спрос остаются на достаточно близких уровнях, - отметил он. - Предпосылок рыночного характера не было".
Негативные последствия
Обращаясь к последствиям нынешней ситуации на мировом рынке, Сечин напомнил, что "в ответ на экстремальное снижение цен компании по всему миру сокращают инвестиционные программы". Он сослался на "независимые прогнозы", что крупные игроки урежут такие затраты более чем на $100 млрд.
Вместе с тем небольшие и средние компании пострадают больше других, подчеркнул глава "Роснефти". "Котировки независимых игроков (на фондовых рынках) падают, они могут стать объектами поглощения", - указал он.
Отмечается "глубокое несоответствие фундаментальных факторов и реакции рынков на них", резюмировал Сечин, подчеркнув также негативное влияние кризиса с падением нефтяных цен на социальные обязательства правительств в напряженных регионах Африки и Ближнего Востока.
"Происходит подрыв основ инвестиционной деятельности в отрасли, - отметил глава "Роснефти". - Это может иметь крайне негативные последствия для рынков". Чрезмерное сокращение добычи может привести к "дефициту предложения уже в четвертом квартале", указал он.
"Роснефть" не исключает сокращения добычи в сегменте трудноизвлекаемых запасов в случае снижения цены на нефть, также указал Сечин.
Все будет зависеть от цены
"Все будет зависеть от цены. Если цена будет расти, то добыча тоже будет поддерживаться на нормально уровне. Если цена будет падать, то, конечно, эффективность добычи будет страдать, поэтому возможно сокращение некоторых объемов из трудноизвлекаемых месторождений", - сказал он.
"Главное, чтобы цена была соответствующая. Главное, чтобы цена обеспечивала возвратность инвестиций. Цена $60-80 - нормальная цена", - пояснил глава компании.
Цена нефти $50 устраивает "Роснефть" в части реализации инвестпрограмм, указал Сечин. Инвестпрограмма "Роснефти" в 2015 году останется на уровне предыдущего года.
"В интересах нашего бизнес-плана в 2015 году мы взяли для себя цену нефти в $50, и эта цена нас устраивает для реализации инвестпрограмм. Ее превышение будет направлено на те проекты, которые мы посчитаем необходимыми", - сказал Сечин.
При этом "нормальной ценой" нефти он назвал $60-80 за баррель.
Как ранее сообщал ТАСС, в октябре вице-президент "Роснефти" Святослав Славинский заявлял, "Роснефть" планирует увеличить объем инвестиций в 2015 году на 30% до 1 трлн рублей. "Мы рассматриваем возможность увеличения инвестиций на порядка 30% до почти 1 трлн рублей", - сказал он.
Инвестиции компании на 2014 год запланированы на уровне примерно 730 млрд рублей.
Работа в условиях санкций
Вместе с тем Сечин сообщил, что "Роснефть" готова погасить кредит в размере $7 млрд.
"В условиях санкций и определенных ограничений по рефинансированию наших долговых обязательств, мы справляемся с этой задачей, и 13 февраля мы планируем перечислить очередной транш", - заверил глава "Роснефти".
Отвечая на вопрос, будет ли рост добычи компанией нефти и газа в этом году, Сечин сказал: "Примерно, по нашим планам, мы столько же должны добыть в 2015-м, сколько и в 2014 году".
"По нефти в 2014 году было 205 (млн баррелей), но было значительное увеличение по газу, до 58 (млрд кубометров). Это дает нам 251 млн тонн в жидком эквиваленте. Примерно такую цифру в 2015 году мы тоже выдержим", - заявил он.
Выручка "Роснефти" в 2014 году превысит $146 млрд, также указал глава компании.
В ответ на вопрос, сказываются ли антироссийские санкции на текущей работе компании, Сечин указал, что "конечно, есть влияние санкций". "Но это влияет на всех, не только на нас. И на наших потребителей и производителей технологического оборудования. Мне кажется, надо проанализировать, кто больше страдает от этих санкций", - добавил он.