Все новости

Под крылом кризиса: как авиакомпании проходят "зону турбулентности"

© Сергей Савостьянов/ТАСС
С лета 2014 года российские авиакомпании испытывают сложности из-за ухудшения экономической ситуации

В среду, 18 февраля, Альфа-банк подал в суд заявление о признании банкротом авиакомпании UTair, испытывающей проблемы с обслуживанием долга.

Третья по пассажиропотоку авиакомпания России допустила дефолт по облигациям и готовит к реализации программу реструктуризации задолженности. 

За последние месяцы в различные арбитражные суды были поданы десятки исков к авиакомпании, а также к ее "дочкам". Объем требований кредиторов в настоящее время превышает 9 млрд руб.

С лета 2014 года российские авиакомпании испытывают сложности из-за ухудшения экономической ситуации. 

Чистый убыток  крупнейшего авиаперевозчика РФ "Аэрофлота" по МСФО за три квартала составил 3,6 млрд руб. против прибыли за аналогичный период прошлого года.

Вторая по объемам перевозок компания "Трансаэро" в декабре прошлого года обратилась за помощью к государству и банкам, пригрозив остановкой полетов.

По предварительной оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года вырастет более чем в шесть раз, достигнув около 30 млрд руб.

В 2015 году расходы авиаперевозчиков могут вырасти минимум на 15%, что вызовет необходимость принимать решения об увеличении тарифов авиакомпаний, прогнозируют в АЭВТ.

Рост цен на билеты, в свою очередь, приведет к падению объемов перевозок, указывают в ассоциации. По экспертным оценкам, в зависимости от мер, которые будут принимать авиакомпании и государство, в 2015 году падение пассажиропотока может составить от 3 до 10%, отметили в АЭВТ.

О мерах поддержки авиакомпаний со стороны правительства, а также о том, как сами авиаперевозчики справляются с  трудностями, вызванными непростой экономической ситуацией, читайте в специальном материале ТАСС.

Кризис: авиакомпании и девальвация рубля

Кризис: авиакомпании и пассажиры

Кризис: авиакомпании и государство

Кризис: авиакомпании и конкуренты

Кризис: авиакомпании и светлое будущее

Кризис: авиакомпании и девальвация рубля

Значительное ухудшение ситуации в авиаотрасли в АЭВТ связывают, прежде всего, с изменением структуры авиаперевозок, а также с девальвацией рубля.

В  2014 году шел стремительный рост внутренних авиаперевозок, которые убыточны для авиакомпаний, при одновременном замедлении роста объемов зарубежных перевозок, приносящих основную прибыль, пояснили в ассоциации.

Вместе с тем основные убытки по итогам года авиаперевозчики понесут из-за девальвации рубля, ведь 95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах, указали в АЭВТ.

Если в 2013 году объем лизинговых платежей авиакомпаний составлял около 100-105 млрд руб., то в 2014 году совокупные затраты авиакомпаний по лизинговым платежам составят около 120 млрд руб., подсчитали в АЭВТ.

За год национальная валюта подешевела по отношению к доллару на 85%, к евро - на 60%.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в конце декабря 2014 года признал, что курсовые колебания оказывают существенное влияние на деятельность  компании. 

В России сейчас колоссальные проблемы в сфере воздушного транспорта. В сегодняшних условиях эта проблема является ключевой для нас - как для крупнейшего кредитора транспортных предприятий, так и, думаю, что для всех участников рынка
Герман Греф
Глава Сбербанка

"Мы сейчас летаем по ценам, ну, скажем, нереальным", - сказал Савельев.

По его словам, компания сейчас "балансирует". "И все компании балансируют. Мы пытаемся интуитивно щупать рынок, - добавил он.

Глава "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов, в свою очередь, указал на проблему высокой стоимости заемных средств на рынке. "Кредиты - это беда. При таких процентах очень трудно существовать", - признал он.  

Ставки по кредитам повысились с 9-11 до 22,5-25% годовых, указал Скуратов.

Кризис: авиакомпании и пассажиры

Российские авиакомпании вынуждены  адаптироваться к сложным экономическим условиям через оптимизацию затрат и компенсацию возросших расходов.

 "Уральские авиалинии" (входит в пятерку самых крупных авиаперевозчиков России) уже объявили о планах повысить тариф на билеты на 10-12%. "Цена капусты растет на 30%, ну не могут же у нас тарифы сохраняться на прежнем уровне", -  пояснил Скуратов.

По его словам, авиакомпания постарается сделать повышение тарифов минимальным, "чтобы не потерять пассажиров, понимая, что всем россиянам живется непросто в сложившихся условиях". 

"Трансаэро" и UTair, в свою очередь, ведут оптимизацию флота и маршрутной сети. "С учетом реалий финансового рынка, банковского сектора и рынка авиаперевозок изучаются, в частности, возможности переноса сроков поставок новых воздушных судов", - рассказали в  "Трансаэро".

Вместе с тем авиакомпания обещает заморозить цены на полеты по России на 2015 год, а на некоторых маршрутах снизить стоимость перевозки. "На внутренних маршрутах, где авиакомпания является единственным перевозчиком, тарифы будут снижены на 5-7%", - сообщили в "Трансаэро".

В UTair уже идет оптимизация. В конце июля компания объявила о начале программы оптимизации издержек, в рамках которой сокращению подлежат маршрутная сеть, часть сотрудников и воздушный флот.

Что касается антикризисной политики "Аэрофлота"», то, несмотря на курсовые колебания, компания не планирует поднимать цены на билеты. По словам Савельева, "если мы поднимем цены, то пассажир не полетит". В то же время цены, которые сейчас предлагает авиакомпания, он назвал "нереальными" (экономически невыгодными).

По  мнению гендиректора "Аэрофлота", в ответ на ухудшение ситуации на рынке необходимо выработать вместе с крупнейшими авиакомпаниями РФ консолидированную позицию.

Кризис: авиакомпании и государство

В свою очередь, правительство планирует поддержать авиаперевозчиков через субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам, а также установив льготную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на 2015-2016 годы в размере 10% для внутренних перевозок.

Как ожидается, данные меры позволят стабилизировать финансовое состояние авиакомпаний, а также снизить стоимость авиаперевозок.

Также в антикризисном плане предложено увеличить субсидирование региональных авиаперевозок в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам. Это, по мнению правительства, приведет к увеличению объема перевозок на внутренних линиях.

Еще одним инструментом поддержки авиаперевозчиков являются госгарантии по кредитам для системообразующих предприятий. На пять авиакомпаний, включенных в список системообразующих предприятий (Аэрофлот", "Сибирь"(S7) "Уральские авиалинии", UTair и "Трансаэро"), в 2014 году пришлось около 69,7 млн пассажиров, что составляет почти 75% от всех пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями.

Вместе с тем Росавиация обозначила условия получения госпомощи: для получения госгарантий авиаперевозчикам необходимо оптимизировать бизнес и сократить расходы.

Что касается самих авиакомпаний, то среди топ-5 российских авиаперевозчиков нет единого мнения в отношении госпомощи.

UTair подала заявку на госгарантии, "Аэрофлот", "Сибирь"  и "Уральские авиалинии", в свою очередь, не планируют обращаться за такой поддержкой. Пятая авиакомпания из перечня - "Трансаэро" - декабре 2014 года получила госгарантию на 9 млрд руб. и планы на будущее не комментирует.

"Уральские авиалинии", включенные в список системообразующих предприятий отрасли в 2008 году и получившие тогда госгарантии по кредиту, в этот раз обращаться за поддержкой не планирует. Компания кредитуется сейчас в Сбербанке и ВТБ, и на данный момент не имеет проблем с получением кредитов, пояснили в "Уральских авиалиниях".

"Аэрофлот" не планировал и не планирует обращаться за госгарантиями, нет таких планов и у "Сибири".

Кризис: авиакомпании и конкуренты

Вместе с тем у авиакомпаний нет единой оценки происходящего на рынке. "Трансаэро" и UTair обратились за помощью к властям еще в сентябре 2014 года. В качестве мер поддержки авиакомпании просили госгарантии по кредитам, а также о возможности субсидирования кредитных ставок.

Нам надо договориться и часть емкостей вывести - всем авиакомпаниям. Тогда мы их (самолеты. - ТАСС) поставим на бетон. Да, мы будем за это платить, мы поднимем цены, но все это компенсируется
Виталий Савельев
Гендиректор "Аэрофлота"

Позиция "Сибири", изложенная в обращении АЭВТ, состоит в том, что авиакомпания  не считает ситуацию в отрасли критической и выступает против адресной господдержки участников рынка.

Наряду с авиакомпаниями, находящимися в "критическом" положении, функционируют перевозчики, позволяющие без господдержки обеспечивать устойчивую работу отрасли. К ним относится и S7 Airlines, заявили в компании.

Кризисные же явления, по мнению компании, "касаются деятельности лишь отдельных авиаперевозчиков и были спровоцированы очевидными ошибками в управлении".

Таким ошибками компания считает расширение самолетного парка в условиях замедления роста авиаперевозок в целом и сокращения его международного сегмента в частности. Еще один просчет - непродуманная ценовая политика, указали в компании.

В свою очередь, "Аэрофлот" считает необходимым рассмотреть возможность консолидировано  отказаться от эксплуатации части воздушного флота. 

"Как нам договориться, я не знаю, - отметил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. - Я не могу быть инициатором договоренности, это не мой уровень".  Вместе с тем идею о сокращении флота не поддержали в Минтрансе.

"Аэрофлот" и "Сибирь" предложили правительству ряд мер по разрешению потенциальных проблем, которые могут возникнуть с уходом некоторых авиакомпаний с рынка авиаперевозок, а также предложили свою помощь по оздоровлению авиационной отрасли.

Кризис: авиакомпании и светлое будущее

Авиационная отрасль выйдет из очередного кризиса без существенных потерь, прогнозируют власти. По мнению главы Росавиации Александра Нерадько, с экономическими трудностями удастся справиться сообща.

"Наша отрасль всегда находила и внутренние резервы, и государственную поддержку, и выходила из "турбулентных зон" без существенных потерь", - указал глава Росавиации.

По его словам, глобальные и внутренние кризисные явления сказывались на отрасли неоднократно, например в кризисный 1998 год. Влияли на работу гражданской авиации и особенности, связанные с распространением птичьего гриппа, атипичной пневмонии, войнами в различных регионах земного шара и мировой экономический кризис 2008 года. 

В свою очередь, в Минтрансе  указывают на десятипроцентный рост авиаперевозок по итогам 2014 года и делают ставку на сохранение развития внутреннего рынка.

Впервые за многолетний период рост был связан именно с сектором внутренних авиаперевозок, а не международных, как это было в прошлые годы, указал министр транспорта Максим Соколов в интервью ТАСС. Внутренние перевозки выросли на 18%, и это рекордный показатель. Говоря о перспективах 2015 года, Соколов признал, что падение международных авиаперевозок потянет вниз общий показатель.

Вместе с тем в министерстве считают, что внутренние авиаперевозки могут сохранить высокую планку, взятую в 2014 году.

"Мы фиксируем рост пассажирооборота не только в аэропортах Московского авиаузла, как это было в предыдущие годы, но и, что особенно заметно, в регионах. Более десяти аэропортов страны показали увеличение объемов авиаперевозок более чем на 20-30%. А если говорить об аэропорте Симферополя, то там российскими авиакомпаниями перевезено даже в четыре раза больше пассажиров, чем год назад", - сказал министр. 

В целом развитие региональных аэропортов и те проекты, которые сегодня реализуются в регионах, являются основой для сохранения набранных темпов, считает Соколов.