General Motors оставляет российскому рынку выбор между Chevrolet Camaro и Chevrolet Niva

Производственная площадка GM в Санкт-Петербурге. EPA/ ANATOLY MALTSEV
Производственная площадка GM в Санкт-Петербурге
Компания решила отказаться от большинства своих проектов в РФ, инвестиции в которые составили больше $319 млн

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. General Motors в среду объявил о том, что оценивает российский рынок как площадку "с неясной долгосрочной перспективой" и отказывается от большинства своих проектов в РФ, инвестиции в которые составили больше $319 млн. От решения GM пострадали и партнеры американского производителя: группа ГАЗ инвестировала в их совместный проект $10 млн, калининградский завод "Автотор" не раскрывает сумму инвестиций, но, как сообщалось ранее, запуск сборки Opel в 2009 году обошелся сторонам в $50 млн.

Из действующих в России проектов GM оставляет только СП с АВТОВАЗом - предприятие GM-AVTOVAZ, производящее полноприводные внедорожники Chevrolet NIVA.

Вместе с остановкой производства компания решила снять с российского рынка все нишевые модели пренадлежащих корпорации брендов: к концу декабря полностью уйдет с российского рынка Opel - до этого времени дилеры распродадут машины со складов, - а другой популярный бренд Chevrolet останется на российском рынке только со своими люксовыми моделями Corvette, Camaro и Tahoe. Сохранится и присутствие на российском рынке премиального бренда Cadillac. Так компания делает акцент на дорогих автомобилях и полностью выводит массовые модели, за исключением Niva.

General Motors традиционно занимал высокие месте по продажам на российском рынке. По итогам 2013 года доля группы GM в РФ была 9,3%, по итогам 2014 года - 7,6% и упала относительно 2013 года на 1,7% При этом GM сохранил свое третье место после групп АВТОВАЗ- Renault-Nissan и Volkswagen Group. В целом продажи GM в 2014 году упали на 26% до 189,5 тыс штук, что было средним результатом по рынку. Хуже GM прошлый год закончил другой американский производитель - Ford (-38,2%), а также французский концерн Peugeot-Citroen (-34,5%).

Самой продаваемой маркой из линейки GM всегда оставался Chevrolet (-29% в 2014 году до 123,175 тыс машин), затем следовал Opel (-20% до 64,985 тыс штук) и замыкал тройку Cadillac (-12% год к году до 1,324 тыс машин). Самыми продаваемыми моделями концерна в РФ по итогам 2014 года была Chevrolet Niva, Chevrolet Сruze и Opel Astra.

Издержки сотрудничества

Из всех предприятий с участием GM работающим останется только GM-AVTOVAZ: предприятие недавно приостановило строительство завода по производству Chevrolet NIVA нового поколения. Запуск модели перенесен на 2016 год. Для постановки новой модели на конвейер требуется порядка 4 млрд рублей, однако акционеры совместного предприятия - АВТОВАЗ и General Motors - опасаются финансовых рисков из- за экономической ситуации, поясняли ситуацию власти Самарской области. Продажи GM-АВТОВАЗ по итогам 2014 года в сравнении с 2013 годом упали на 18,7% до 46,023 тыс. машин. В связи с девальвацией рубля предприятие несколько раз с начала года повышало цены на автомобиль.

General Motors принял решение заморозить производственную площадку в Санкт-Петербурге, уволив при этом порядка 1 тыс сотрудников, включая менеджерский состав. Завод открылся в 2008 году в присутствии Дмитрия Медведева, занимавшего на тот момент пост президента РФ. Мощности завода составляли 98 тыс машин в год с планом по увеличению мощностей в 2015 году до 230 тыс машин. GM инвестировал в площадку $300 млн и производил на ней Chevrolet Cruze седан и Opel Astra седан и хэтчбэк,Chevrolet Captiva, Opel Antara и собирал TrailBlazer.

Компания также объявила о закрытии контрактной сборки на мощностях предприятия группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Сборка седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo была запущена в начале 2013 года, стороны объявляли об инвестициях со стороны GM в размере 19 млн долларов и со стороны группы ГАЗ в размере 10 млн долларов.

По контрактной сборке GM до последнего времени также собирал ряд моделей на мощностях Калининградского завода "Автотор". Как сказали ТАСС в пресс-службе "Автотора", завод выпустил для GM последние модели в начале марта этого года и сейчас сборка для этого заказчика не ведется. Стороны не раскрывают объем инвестиций в рамках работы "Автотора", однако, когда стороны запускали сборку автомобилей Opel, совместные инвестиции оценивались в размере 50 млн евро. Как прокомментировал решение GM президент "Автотора" Валерий Драганов, калининградская площадка готова в будущем вернуться к совместной с GM работе, если американский автопроизводитель решит вернуть производство на российский рынок. "Наше сотрудничество с GM, которое продолжалось много лет, предполагало дальнейшее углубление технологий и масштабные планы по созданию и развитию полнопрофильных производств с инвестициями с обеих сторон. Это было сформулировано в совместном меморандуме", - говорит Драганов. "Автотор" видел сотрудничество с GM в рамках развития промкластера - в инвестиционном проекте "Автотора" значились планы по запуску производства шести моделей Chevrolet, трех моделей Cadillac и четырех моделей Opel. Однако, как отмечает Драганов, "в последнее время стало понятно, что GM не готов инвестировать в реализацию намеченных планов. В этой связи становилась бесперспективной работа по локализации компонентов и дальнейшее сотрудничество в рамках проекта GM в Калининграде".

Уход себе дороже

Компания оценивает уход с российского рынка в сумму порядка $600 млн. Это включает в себя затраты на реструктуризацию, в том числе на распродажу складских автомобилей в течение 2015 года, собщили ТАСС в пресс- службе GM. Около $200 млн от общих затрат на реструктуризацию будут в неденежном выражении. Компания решила сконцентрироваться на возвращении прибыльности европейскому бизнесу GM в 2016 году. К концу 2022 года, согласно стратегии компании, GM планирует увеличить свою долю на европейском рынке до 8% и достичь прибыльности 5%

Аналитик RMG Андрей Третельников сказал ТАСС, что увеличение локализации на российском рынке для зарубежных компаний стало гораздо более дорогой процедурой, что делает оценку рентабельности бизнеса более жесткой.

"По действиям GM также можно судить о том, что компании не ждут серьезного улучшения рынка в ближайшие несколько лет", - отмечает он. По его мнению, играет роль и тот факт, что речь идет о российской компании, что добавляет рисков, поскольку вопрос о снятии санкций с РФ со стороны США не стоит.

"В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации", - прокомментировал решение компании генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн.

Аналитик Газпромбанка Кирилл Никода считает, что нишу GM могут занять более успешные производители, чей уровень локализации производства составляет более 40%, "а также с более агрессивным маркетингом и обновлением модельного ряда". "На фоне такого падения рынка нельзя исключать продолжения ухода с крупных производителей", - считает он.