МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддержал поправки в Бюджетный кодекс РФ о расчете бюджетного правила из базовой цены на нефть, установленной на уровне $60 за баррель.
Документ является бюджетообразующим и был внесен в Госдуму правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на 2024-2026 годы. Согласно тексту документа базовая цена на нефть подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года (на уровне валютной инфляции).
Определять базовые нефтегазовые доходы также планируют из базовой цены на природный газ, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5. Базовую экспортную цену на природный газ принимают на уровне среднегодовой, она составляет $250 за 1 тыс. куб. м. С 2027 года она будет ежегодно индексироваться на 2%.
Базовые цены экспортной альтернативы для бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 устанавливают как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 и дизельное топливо класса 5, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.
Согласно действующему бюджетному правилу дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх базовой цены (в 2019 году - около $41,6 за баррель) направляются в Фонд национального благосостояния. Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что по смягченному бюджетному правилу отсечку рассчитывают в 2023 году не от стоимости нефти, а от нефтегазовых доходов. Он отмечал, что планка составляет 8,9 трлн рублей нефтегазовых доходов, из них 900 млрд рублей направляются в ФНБ.
Поправки ко второму чтению
Во втором чтении в документ внесли поправки, сформулированные на основании критических замечаний комитета Государственной думы по бюджету и налогам. Так, исключили право правительства России без внесения изменений в закон о бюджете уменьшать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Кроме того, исключили нормы о возможности уменьшения в федеральном бюджете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с утвержденными в бюджете на 2023-2025 годы, исключили нормы о предоставлении бюджетного кредита государственному внебюджетному фонду на срок до двух лет, продлили на 2024 год действие нормы, разрешающей получение казначейских кредитов на покрытие кассовых разрывов всеми регионами, в том числе донорами.
Была также одобрили поправка, согласно которой регионы, получившие кредиты из федерального бюджета, не вправе размещать средства бюджета субъекта РФ на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц. Исключения составят бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете, бюджетные кредиты по ставке 3% на срок до 15 лет, предоставляемые в 2023 году (с лимитом до 315 млрд рублей), некоторые другие виды бюджетных кредитов. Также из документа исключили норму о том, что доходы от уплаты страховых взносов могут зачисляться в ФНБ.