8 мая 2015, 11:20

РФ и Китай договорились о "состыковке" проектов ЕАЭС и "Шелковый путь"

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Михаил Климентьев/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин

По сути это подразумевает общее экономическое пространство на континенте, отметил Владимир Путин по итогам переговоров с Си Цзиньпином

МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта "Шелковый путь". Документ утвержден лидерами двух стран по итогам двусторонних переговоров в Кремле.

"Сопряжение проектов ЕАЭС и "Шелкового пути" означает выход на новый уровень партнерства и по сути подразумевает общее экономическое пространство на континенте",- сказал президент РФ. Путин отметил, что этой теме было уделено особое внимание на переговорах. "Проекты ЕАЭС и "Шелкового пути" могут гармонично дополнять друг друга",- убежден президент. 

Как сообщил ранее сегодня пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, именно на основе этого документа будет строиться взаимодействие по многим проектам, например, по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань".

Среди документов, готовившихся к подписанию по итогам российско-китайских переговоров, представитель Кремля особо отметил "двустороннее совместное заявление, которое подписывают главы государств, о сотрудничестве в состыковке строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса "Шелкового пути". "Китайский "Шелковый путь" - это внушительный проект и экономический, и геополитический, и иного свойства", - отметил Песков, добавив, что дискуссионный клуб "Валдай" достаточно давно изучает этот проект.

По его словам, "в данном случае как раз лидеры говорят о намерении действовать в унисон в плане состыковки Евразийского экономического союза и китайского "Шелкового пути". По его мнению, "это достаточно важная штука, потому что отсюда, например, вытекает уже то, что Министерство транспорта подписывает (сегодня соглашение) по железной дороге "Москва-Казань".

"Это все в плане китайцев идет в русле развития "Шелкового пути", очень интересная, новая, стратегическая субстанция наших двусторонних отношений", - считает пресс- секретарь Путина.

Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года странами-участницами Таможенного союза и Единого экономического пространства. В союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В мае соглашение о вступлении в организацию намерена подписать Киргизия. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Цель ЕАЭС - обеспечение условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Проект "Великий Шелковый путь" 

"Великий Шелковый путь" - проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы, названный так в честь действовавших со II века до н.э. караванных маршрутов из Китая в Европу. Направлен на интенсификацию научно- технического сотрудничества и углубление экономического взаимодействия между государствами. Идея создания проекта была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года.

Современный проект предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Для КНР одна из основных целей реализации проекта состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу (по расчетам, с 45-60 суток до 10-13 дней).

В основе реализации наземной части "Великого Шелкового пути" лежит строительство трех железнодорожных коридоров (северный, проходящий в том числе через территорию РФ, центральный и южный), которые впоследствии станут основой для развития других видов транспорта, в том числе автомобильного. Их строительство является необходимым этапом в реализации проекта.

В настоящий момент четкий маршрут, по которому пройдет новый "Великий Шелковый путь", до конца не разработан, изучаются различные его варианты. Планируется, что и морской, и все сухопутные коридоры будут иметь конечную точку в Венеции.

В ноябре 2014 года в рамках саммита АТЭС Китай выступил с заявлением, что намерен выделить $40 млрд на создание фонда "Шелкового пути".

Помимо создания единой транспортной инфраструктуры, проект подразумевает расширение инвестиционного и торгового взаимодействия, таможенного сотрудничества, развитие стабильной валютно-финансовой системы, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС), активизацию обменов в сфере культуры и науки.