МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Минфин РФ подготовил первые расчеты к формированию федерального бюджета на 2016-2018 годы в четырех вариантах. Об этом пишет в среду газета РБК. Документ предусматривает сокращение расходов в следующем году до 12,9% от определенного в действующем бюджете уровня.
Метод линейного сокращения
При этом только расчеты по одному из вариантов (он назван "Вариант 2") соответствуют цели основных направлений деятельности правительства по выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году (0,2% ВВП) и позволяют вновь накапливать резервы.
Этот вариант предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку. В марте-апреле этого года правительство провело линейное сокращение текущих расходов в номинале на 10% от своих планов на начало 2015 года.
По "Варианту 2" в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд рублей. В последующие два года сокращения продолжатся. Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн рублей в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника.
По данным газеты "Ведомости", "Вариант 2", предполагающий ежегодное сокращение расходов на 5% в реальном выражении, требует номинального сокращения расходов в 2016 году на 9,9-12,9% (с учетом госпрограммы вооружений и без нее), что означает 16-процентное сокращение госпрограмм в следующем году, еще на 20% - в 2017 году и на 30% - в 2018 году. При этом трансферт Пенсионному фонду из-за индексации пенсий и выплат по инфляции потребуется увеличить на 1,1 трлн рублей в 2016 году, на 1,2 трлн - в 2017 году и на 1,7 трлн рублей - в 2018 году.
Грандиозное сокращение откладывается
По другому варианту ("Вариант А"), как пишет газета РБК, правительство продолжит финансировать расходы в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015-2017 годов.
И в этом случае почти полностью лишится резервов уже в 2016 году.
Грандиозное сокращение расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год - в 2016 году будет сокращено только 58,7 млрд рублей, а в 2018 году Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн рублей.
В номинальном выражении в год выборов президента сокращения могут оказаться в размере 34,2% от уровня 2015 года.
Даже если правительство пожертвует частью госпрограммы вооружений, избежать секвестра ниже 25,9% не удастся.
Применение бюджетного правила
Третий вариант ("Вариант 1"), в отличие от "Варианта А", предполагает применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки.
И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет - их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн рублей, а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн рублей.
При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы - до 21,4% ВВП.
В 2018 году в Резервном фонде по-прежнему дефицит в 1,2 трлн рублей даже при условии, что его прекращают тратить и он начинает получать первые после кризиса доходы.
Четвертый вариант - структурные решения
Наконец, четвертый вариант, который обсуждался на совещаниях в правительстве, предполагает принятие структурных решений, которые позволили бы правительству отойти от действующей модели распределения расходов в зависимости от конъюнктуры. Расчетов в общей бюджетной конструкции Минфин по этому варианту не делал, пишет РБК со ссылкой на два источника.
По данным "Ведомостей", в одном из вариантов Минфин предлагает правительству отказаться от индексации пенсий по уровню инфляции, привязав ее к росту доходов ПФР. Такая привязка уже есть в законодательстве, но не может быть ниже инфляции. Если бы ее применили в 2015 г., то это сэкономило бы более 300 млрд рублей, передает газета слова замминистра финансов Максима Орешкина.
При этом экономить на других социальных расходах - здравоохранении, образовании - "практически нельзя", уверен замминистра: "Если пойдем по этому пути, можем прийти к последствиям необратимого характера: важность таких расходов для развития экономики высока, так как это инвестиции в человеческий капитал". И не эти расходы причина дисбаланса, добавляет Орешкин, отмечая, что это не отменяет необходимости реформ в социальной сфере и повышения ее эффективности: "Но игнорировать дисбаланс пенсионной системы, проводя все сокращения за счет других секторов, - неправильно".