20 мая 2015, 10:05

СМИ: Минфин РФ предлагает в 2016 году сократить расходы бюджета на 13%

ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина
Ведомство разработало варианты расчетов по формированию федерального бюджета на ближайшие три года

МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Минфин РФ подготовил первые расчеты к формированию федерального бюджета на 2016-2018 годы в четырех вариантах. Об этом пишет в среду газета РБК. Документ предусматривает сокращение расходов в следующем году до 12,9% от определенного в действующем бюджете уровня.

Задача министерства на этот год - подготовка нового трехлетнего бюджета, который должен запустить необходимые структурные изменения в экономике. Нам важно сокращать текущие расходы бюджета, оставлять как можно больше ресурсов в частном секторе экономики. Бюджет не может заместить частного инвестора, а государство не может заменить частного собственника. Решение этих задач позволит вернуть бюджет к бездефицитности
Антон Силуанов
министр финансов РФ

Метод линейного сокращения

При этом только расчеты по одному из вариантов (он назван "Вариант 2") соответствуют цели основных направлений деятельности правительства по выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году (0,2% ВВП) и позволяют вновь накапливать резервы.

Этот вариант предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку. В марте-апреле этого года правительство провело линейное сокращение текущих расходов в номинале на 10% от своих планов на начало 2015 года.

По "Варианту 2" в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд рублей. В последующие два года сокращения продолжатся. Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн рублей в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника.

По данным газеты "Ведомости", "Вариант 2", предполагающий ежегодное сокращение расходов на 5% в реальном выражении, требует номинального сокращения расходов в 2016 году на 9,9-12,9% (с учетом госпрограммы вооружений и без нее), что означает 16-процентное сокращение госпрограмм в следующем году, еще на 20% - в 2017 году и на 30% - в 2018 году. При этом трансферт Пенсионному фонду из-за индексации пенсий и выплат по инфляции потребуется увеличить на 1,1 трлн рублей в 2016 году, на 1,2 трлн - в 2017 году и на 1,7 трлн рублей - в 2018 году.

Грандиозное сокращение откладывается

По другому варианту ("Вариант А"), как пишет газета РБК, правительство продолжит финансировать расходы в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015-2017 годов.

И в этом случае почти полностью лишится резервов уже в 2016 году.

Грандиозное сокращение расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год - в 2016 году будет сокращено только 58,7 млрд рублей, а в 2018 году Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн рублей.

В номинальном выражении в год выборов президента сокращения могут оказаться в размере 34,2% от уровня 2015 года.

Даже если правительство пожертвует частью госпрограммы вооружений, избежать секвестра ниже 25,9% не удастся.

Применение бюджетного правила

Третий вариант ("Вариант 1"), в отличие от "Варианта А", предполагает применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки.

И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет - их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн рублей, а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн рублей.

При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы - до 21,4% ВВП.

В 2018 году в Резервном фонде по-прежнему дефицит в 1,2 трлн рублей даже при условии, что его прекращают тратить и он начинает получать первые после кризиса доходы.

Четвертый вариант - структурные решения

Наконец, четвертый вариант, который обсуждался на совещаниях в правительстве, предполагает принятие структурных решений, которые позволили бы правительству отойти от действующей модели распределения расходов в зависимости от конъюнктуры. Расчетов в общей бюджетной конструкции Минфин по этому варианту не делал, пишет РБК со ссылкой на два источника.

По данным "Ведомостей", в одном из вариантов Минфин предлагает правительству отказаться от индексации пенсий по уровню инфляции, привязав ее к росту доходов ПФР. Такая привязка уже есть в законодательстве, но не может быть ниже инфляции. Если бы ее применили в 2015 г., то это сэкономило бы более 300 млрд рублей, передает газета слова замминистра финансов Максима Орешкина.

При этом экономить на других социальных расходах - здравоохранении, образовании - "практически нельзя", уверен замминистра: "Если пойдем по этому пути, можем прийти к последствиям необратимого характера: важность таких расходов для развития экономики высока, так как это инвестиции в человеческий капитал". И не эти расходы причина дисбаланса, добавляет Орешкин, отмечая, что это не отменяет необходимости реформ в социальной сфере и повышения ее эффективности: "Но игнорировать дисбаланс пенсионной системы, проводя все сокращения за счет других секторов, - неправильно".