НЬЮ-ДЕЛИ, 21 марта. /ТАСС/. Группа из семи российских стартапов представила свою продукцию на Форуме стартапов ШОС, который завершил работу в Нью-Дели. Как сообщила корреспонденту ТАСС заместитель директора Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Евгения Дрожащих, стенды компаний из РФ вызвали значительный интерес индийских посетителей.
"Второй год подряд Минэкономразвития России предлагает ключевым игрокам национальной стартап-экосистемы поучаствовать в Форуме стартапов ШОС. В прошлом году Форум также проходил в Нью-Дели, но был более камерным мероприятием, поэтому наше министерство самостоятельно насыщало его двусторонней программой: организовали встречи с локальными ТПП, институтами развития стартапов, высшими учебными заведениями. Но на этот раз можно сказать, что наша целевая аудитория пришла к нам в гости сама: форум ШОС был встроен в более крупную инициативу Индии - международное мероприятие Startup Mahakumbh. Оно объединило более 1 000 стартапов, инвесторов, корпоративных заказчиков и других стейкхолдеров", - рассказала Дрожащих.
Она отметила, что у семи российских стартапов были собственные стенды, "они вызывали особый ажиотаж у индийских визави". "В некоторых случаях обмен визитками завершился организацией двусторонней встречи буквально на следующий день. Кого-то пригласили на производство, в некоторых случаях речь шла о подписании на полях соглашения о намерениях. Рассчитываем, что достигнутые договоренности получат воплощение на практике уже в обозримой перспективе", - добавила собеседница агентства.
Как отметила в беседе с корреспондентом ТАСС заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы Анна Чунина, Индия - это третья по числу стартапов страна в мире после США и Китая. В южноазиатской республике действуют 120 тыс. стартапов в различных отраслях, представляя огромный рынок для технологий.
"У нас в России тоже есть уникальные решения, которые мы можем предложить в Индии. Мы привезли несколько компаний, и это те стартапы, у которых есть продукт и команда, готовые к выходу на международный рынок", - добавила Чунина.
"Привлекает гигантский рынок"
Представители компаний, участвовавших в Форуме стартапов ШОС, отметили, что им представляется весьма привлекательным индийский рынок.
"Мы понимаем, что в Индии огромное число стартапов, и в то же время многочисленное население. В России, и в некоторых других странах мы уже смогли реализовать наш продукт. Учитывая, что правительство Индии сейчас большое внимание уделяет образованию, мы рассчитываем, что наши решения могут быть полезны и востребованы и здесь", - сказал ТАСС заместитель генерального директора ООО "Научные развлечения", которое разрабатывает и производит оборудование для обучения. "Мы хотим, чтобы дети через игру, через развлечения познавали окружающий мир, понимали, что физика и химия - это интересно и круто!" - указал он.
"Индия интересна нам как большой рынок - люди в Индии тоже болеют, здесь также немало спортсменов", - рассказала Майя Орлова, представитель компании SportsDots, которая производит инновационную спортивную одежду. "Благодаря технологии, которая улучшает кровообращение, наша одежда позволяет спортсменом получать лучший результат. Но у нас есть и такое направление, как ортопедия - поскольку порядка 40% людей после определенного возраста начинают страдать артрозом, то мы готовы предложить здесь свои технологии, которые им помогут", - сказала она.
Как отметил заместитель генерального директора компании "АГМ Системы" Владимир Брусило, российские стартапы стремятся предложить индийцам новые для них технологии. "Наша компания производит воздушные и лазерные сканеры для трехмерного картографирования территории, и нам представляется, что здесь, в Индии, рынок еще не сформировался на нашем направлении. При этом отношение к России весьма позитивное", - рассказал он. "Рынок Индии имеет огромный объем, и мы видим здесь перспективу. Ведь наши технологии работают и в условиях джунглей, и в местном непростом климате", - указал собеседник агентства.
"Готовы встроиться в местное производство"
Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС представитель фонда "Сколково" Михаил Гусев, фонд представил на форуме несколько компаний-резидентов. Это "ВИРОТЕХ", "АГМ Системы", Phishman, Motorica LLC, AXU motors. Многие из них готовы не просто предложить свою продукцию, но и наладить совместное производство с индийскими компаниями. "Для Индии сегодня это очень важно. Правительство премьер-министра [Нарендры] Моди реализует программу Make in India! ("Делай в Индии!" - прим. ТАСС), которая направлена на развитие производства на индийской территории", - указал Гусев.
"Мы уже в третий раз в Индии. Мы предлагаем систему очистки, пылеулавливания для металлургических производств", - рассказал генеральный директор компании "ВИРОТЕХ" Виктор Качура. "Как известно, основные металлургические заводы в Индии используют типовые решения: рукавные или электрические фильтры, поэтому мы понимаем их проблемы и потребности, что позволяет нам предложить эффективные решения для местных производств. Мы готовы встроиться в системы, что позволяет без глубокой модернизации производства улучшать результат. И индийцы заинтересовались нашими предложениями", - рассказал он.
По словам Романа Павленко из компании Phishman, занимающейся вопросами кибербезопасности, желание работать в компании выразили индийские студенты. "Мы собрали достаточно полную информацию о специфике ведения бизнеса, пообщались с потенциальными партнерами и заказчиками, а также нашли студентов, желающих у нас работать", - отметил он.
Руководитель AXU motors Руслан Эминов рассказал, что компания намерена предложить в Индии свои электроскутеры. "У нас уже есть партнеры в разных странах мира, в частности в Турции, и, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы выйти со своей продукцией на огромный индийский рынок. У нас есть ряд уникальных предложений - это съемная батарея, программное обеспечение и ряд других. Мы рассматриваем вариант отправки скутеров в разобранном виде, а здесь, в Индии, будет осуществляться сборка. Это соответствует индийской программе "Делай в Индии!" - отметил собеседник агентства.
Наталья Старостина, представитель консалтинговой компании Hop.Agency, которая помогает в поиске и отборе стартапов, отвечающих на конкретные запросы крупных компаний, в беседе с ТАСС указала, что Индия - не просто огромный рынок, но он еще быстро развивается. "Средний доход на семейную ячейку в 2 700 долларов имеют 300 млн человек - это больше, чем население России. За первый квартал этого года здесь уже появились три единорога - то есть три компании, достигшие оценки в миллиард долларов. Этот рынок стоит того, чтобы на нем закрепиться", - подчеркнула она.