18 августа 2015, 16:58
Уход Якунина из РЖД

Чиновники и эксперты о работе Якунина на посту главы РЖД

Владимир Якунин. Зураб Джавахадзе/ ТАСС
Владимир Якунин

Негативных последствий для железнодорожной отрасли в связи с его уходом из компании ждать не стоит, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг

МОСКВА, 18 августа. /ТАСС/. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов положительно оценивает работу Владимира Якунина на посту главы РЖД. Об этом Шувалов сообщил сегодня журналистам в Казани, отвечая на вопрос корр. ТАСС.

"Если Владимир Иванович уйдет, он достойно эти годы трудился и сделал очень много. РЖД единственная компания (государственная - ред. ТАСС), которая по издержкам и производительности показывала каждый год лучшие результаты", - отметил вице-премьер.

Уход Якунина с поста главы РЖД не повлияет на сотрудничество с компаниями ТЭК. Такое мнение выразил сегодня первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер в Уфе, отвечая на вопрос корр. ТАСС. "Я не думаю, что, когда мы говорим о стратегии, это связано с какими-то отдельными, конкретными руководителями. Я думаю, что наши отрасли будут активно и тесно взаимодействовать", - отметил он. По словам Текслера, РЖД - достаточно крупная, в том числе, электросетевая компания, которая ведет активное взаимодействие по линии поставки электрической энергии. "Совместно, по сути, с РЖД, мы реализуем проект Транссиба и БАМа, у нас есть там своя часть", - добавил он.

"Работать было комфортно"

По словам бывшего замглавы Минэкономразвития Сергея Белякова, который, в частности, курировал в ведомстве работу с естественными монополиями, работать с Якуниным было комфортно. "В отличие от многих других госкомпаний, с РЖД никогда никаких проблем не было в части предоставления информации, полного ее раскрытия, когда это было необходимо", - считает он.

По словам Белякова, РЖД всегда учитывали позицию Минэкономразвития и участников рынка. "Была нормальная логика защиты своих взглядов. Но если руководители видели разумные аргументы в позиции оппонентов, они всегда прислушивались. Не могу точно сказать, что в этом заслуга Якунина. Но кадровая политика в отношении топ-менеджмента - это его прерогатива. И если он подбирал таких специалистов - то честь ему и хвала", - сказал Беляков ТАСС, комментируя работу Якунина на посту главы РЖД. Впрочем, он считает, что у РЖД есть возможность повышения эффективности, оптимизации затрат и управления имуществом компании.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг также позитивно оценивает деятельность Якунина в качестве президента РЖД. "Я считаю, что он был очень эффективным руководителем, его организационный дар сказывался и на работе. Нельзя сказать, что все было так уж безупречно, но в тех условиях, в которых существует РЖД он смог провести корабль между либертарианским подходом, когда все надо приватизировать, и железобетонным советским, когда все нужно регулировать. Ему удавалось находить баланс. Его последователь, преемник, должен это все учитывать", - заявил Гринберг ТАСС.

Негативных последствий ждать не стоит

По его мнению, негативных последствий для железнодорожной отрасли в связи с уходом Якунина из РЖД ждать не стоит. "Не думаю, что там будет сильная инерция. У него замы сильные. Мне кажется, что риски того, что что-то начнется - минимальные", - подчеркнул он.

Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский назвал одним из главных достижений Якунина на посту главы РЖД появление частных грузовых операторов. "До Якунина весь парк вагонов был РЖД-шный, монопольный. Частные появились при нем. Но довести до конца и приватизировать, например, маневровый состав он не успел", - полагает эксперт. "Якунин человек умный, грамотный специалист, хотя и делал ошибки", - отметил он.

По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, преемнику Якунина необходимо будет предложить адекватные антикризисные меры, кроме повышения тарифов. При этом развитию железнодорожного транспорта способствует сложная ситуация на альтернативных рынках, уверен Бурмистров. Так, стремительно деградирует инфраструктура внутренних водных путей, вводится плата за проезд грузового автотранспорта по федеральным, а в ближайшей перспективе и региональным трассам. Все это формируют возможности возврата на железную дорогу высокодоходных грузов при условии, если будет сохранена заложенная Якуниным клиентоориентированность РЖД, а также гибкое тарифное регулирование.

Интервью Владимира Якунина в проекте ТАСС "Первые лица"

Предложение о переходе в Совфед

Накануне стало известно, что врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов предложил кандидатуру Якунина в члены Совета Федерации и получил его согласие на это. Кроме того, в списке кандидатур для наделения полномочиями сенатора также значится глава Калининграда Александр Ярошук и нынешний член Совета Федерации Олег Ткач.

Сегодня Якунин направил телеграмму в адрес руководителей и работников РЖД, в которой подтвердил, что получил предложение о переходе в Совет Федерации, подчеркнув, что окончательные решения будут приняты руководством страны.

Глава комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов сообщил ТАСС, что Якунин в случае избрания членом Совета Федерации должен будет покинуть пост главы РЖД не позднее дня наделения его полномочиями сенатора.

Согласно регламенту верхней палаты, решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должно быть принято вновь избранным руководителем региона "не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность". Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением) главы региона.

Выборы губернатора Калининградской области пройдут в единый день голосования, 13 сентября.