МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2025 и плановый период 2026-2027 годов.
Основные параметры
Согласно документу, доходы федерального бюджета в 2025 году прогнозируются в размере 40,296 трлн рублей, в 2026 году - 41,84 трлн рублей и в 2027 году - 43,154 трлн рублей. Расходы в 2025 году ожидаются на уровне 41,469 трлн рублей, в 2026 году - 44,022 трлн рублей, в 2027 году - 45,915 трлн рублей.
Дефицит федерального бюджета составит в 2025 году - 1,173 трлн рублей, в 2026 году - 2,181 трлн рублей, в 2027 году - 2,761 трлн рублей.
ВВП в 2025 году прогнозируется в объеме 214,575 трлн рублей (рост на 2,5%), в 2026 году - в объеме 230,568 трлн рублей (рост на 2,6%), в 2027 году - 248,313 трлн рублей (рост на 2,8%).
Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 1 января 2026 года 29,385 трлн рублей, на 1 января 2027 года - 34,046 трлн рублей, на 1 января 2028 года - 39,004 трлн рублей.
Верхний предел государственного внешнего долга составит на 1 января 2026 года $61,1 млрд (€55,5 млрд ), на 1 января 2027 года - $59,2 млрд (€53,4 млрд), на 1 января 2028 года - $56,5 млрд (€50,9 млрд).
Уровень инфляции составит в 2025 году - 4,5%, в 2026 и 2027 годах - 4%.
Объем Фонда национального благосостояния (по прогнозу на начало года) составит в 2025 году - 11,055 трлн рублей (5,2% ВВП); в 2026 году - 12,883 трлн рублей (5,6% ВВП); в 2027 году - 14,927 трлн рублей (6% ВВП).
Структура расходов открытой части бюджета
По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2025 году запланированы в объеме 28,387 трлн рублей, в 2026 году - 30,543 трлн рублей, в 2027 году - 31,023 трлн рублей. По разделу "Национальная оборона" расходы запланированы в 2025 году в объеме 2,303 трлн рублей, в 2026 году - 2,836 трлн рублей, в 2027 году - 2,798 трлн рублей. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - в 2025 году - 2 ,67 трлн рублей, в 2026 году - 2,255 трлн рублей, в 2027 году - 2,344 трлн рублей.
В части государственных программ (ГП) (в открытой части проекта бюджета) предусмотрено выделение, в том числе, по ГП "Развитие здравоохранения" - 1,543 трлн рублей в 2025 году, 1,555 трлн рублей - в 2026 году, 1,606 трлн рублей - в 2027 году. По ГП "Развитие образования" - 589,2 млрд рублей в 2025 году, 648,6 млрд рублей - в 2026 году, 671,1 млрд рублей - в 2027 году. По ГП "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 3,481 трлн рублей в 2025 году, 3,732 трлн рублей - в 2026 году и 3,86 трлн рублей - в 2027 году. По ГП "Содействие занятости населения" расходы составят 67,5 млрд рублей в 2025 году, 66,9 млрд рублей - в 2026 году, 70 млрд рублей - в 2027 году, по ГП "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия " - 266,9 млрд рублей в 2025 году, 273,8 млрд рублей - в 2026 году, 277 млрд рублей - в 2027 году.
На реализацию ГП "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2025 году 1, 452 трлн рублей, в 2026 году - 1,594 трлн рублей; в 2027 году - 1,603 трлн рублей. По ГП "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2025 году расходы составят 256,2 млрд рублей, в 2026 году - 212,1 млрд рублей, в 2027 году - 149,7 млрд рублей. По ГП "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" расходы в 2025 году составят 1,365 трлн рублей, в 2026 году - 1,757 трлн рублей, в 2027 году - 2,01 трлн рублей. Бюджетные ассигнования по направлению "Развитие пенсионной системы РФ" составят в 2025 году - 2,204 трлн рублей, в 2026 году - 2,692 трлн рублей, в 2027 году - 2,592 трлн рублей.
Трансферты и бюджетные кредиты
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ составят: в 2025 году - 3,261 трлн рублей, в 2026 году - 3,29 трлн рублей, в 2027 году - 3,304 трлн рублей.
В 2025-2027 годах Федеральное казначейство в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета вправе предоставить бюджетам субъектов РФ бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в 2025 году в объеме до 250 млрд рублей, в 2026 и 2027 годах - в объеме до 150 млрд рублей ежегодно на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Плата за пользование бюджетными кредитами составит 3% годовых. В качестве меры ответственности за нарушение условий предоставления указанных бюджетных кредитов может быть увеличена плата за пользование такими бюджетными кредитами до 6% годовых в порядке, установленном правительством РФ.
Предусматривается, что правительство РФ вправе списать две трети задолженности субъектов РФ перед РФ по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года. Исключение составит задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых с правом досрочного погашения. Условием такого списания будет целевое направление субъектом РФ средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юрлицу, заключившему соглашение о реализации инвестпроекта.
В 2025 году дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на осуществление господдержки формирования долгосрочных сбережений в объеме средств, направленных в порядке, установленном правительством РФ, иным межбюджетным трансфертом из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ федеральному бюджету путем внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения поправок в бюджет.
Основной приоритет - выполнение социальных обязательств
"Как и в предыдущие годы, основным приоритетом является выполнение государством социальных обязательств перед гражданами, - отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Суммы выплат и пособий ежегодно индексируются. За четыре года МРОТ повысился на 75,4%, с 12 792 до 22 440 рублей. Это обеспечит не только рост зарплат 4,2 млн работающих граждан, но и коснется ряда социальных выплат: больничных, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, пособия по безработице".
В проекте бюджета уже предусмотрены необходимые средства на реализацию поручения президента по возобновлению со следующего года выплат пенсий неработающим пенсионерам, индексацию социальных выплат, таких как материнский капитал и пособия на детей, поддержку семей с детьми, участников специальной военной операции и их близких, социально незащищенных категорий граждан.
Только "детский бюджет" на три года превысит 10 трлн рублей, включая адресную поддержку семей с детьми.
"Также предусмотрены средства на укрепление обороноспособности страны, обеспечение технологического суверенитета России, поддержку ключевых отраслей экономики и развитие регионов", - добавил он.
"В ходе подготовки бюджета к первому чтению профильные комитеты Госдумы детально проанализировали каждую госпрограмму. Это принципиально важно - на их обеспечение заложено порядка 30 трлн рублей, это 72,45% всех бюджетных расходов, и каждый рубль должен быть использован максимально эффективно. Также мы будем держать на контроле вопрос эффективности мер поддержки, льгот и преференций, которые введены в большом количестве в самых разных сферах", - подчеркнул председатель Госдумы.