8 сентября 2015, 13:00
ВЭФ-2015

Константин Лаптев: "Роснефть" обеспечит "Звезде" пилотную загрузку

Константин Лаптев. ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Константин Лаптев
О планах и инвестициях в проект создания судостроительного кластера, новых технологиях и партнерах в интервью ТАСС рассказал вице-президент "Роснефти"

Создание судостроительного кластера "Звезда" на Дальнем Востоке стало флагманским проектом возрождения отечественного судостроения. В ходе первого Восточного экономического форума президент Владимир Путин объявил о решении инвестировать в проект 60 млрд рублей из средств государственного холдинга "Роснефтегаз".

"Роснефть", Газпромбанк и "Объединенная судостроительная корпорация", осуществляющие проект, планируют инвестировать в него 146 млрд рублей, чтобы построить 50 буровых платформ, 80 танкеров и 200 вспомогательных судов для освоения шельфа к 2020 году.

О планах и инвестициях в проект, новых технологиях и партнерах в интервью  ТАСС рассказал вице-президент "Роснефти" Константин Лаптев.

- Планирует ли Роснефть приобретать технологии арктического судостроения для проекта "Звезда"?

- "Роснефть" привлекает широкий круг технологических партнеров, которые являются лидерами в основных сегментах судостроения, с целью повышения эффективности создаваемой верфи. Компания рассчитывает получить от партнеров новые технологии и создать вместе с ними современный инжиниринговый центр.

Учитывая, что номенклатура производимых на судостроительном комплексе "Звезда" судов ориентирована на наукоемкую нишу морской техники для обеспечения шельфовых проектов, "Роснефть", безусловно, будет развивать здесь компетенции арктического судостроения. Планируется привнести в дальневосточный промышленный и судостроительный кластер лучшие компетенции российских и иностранных компаний в сфере ледовых технологий.

- О каких инвестициях "Роснефти" в проект в среднесрочной перспективе может идти речь?

- Суммарные капитальные затраты на реализацию всего проекта составляют 145,5 млрд руб. Президент России Владимир Путин заявил, выступая на Восточном экономическом форуме, что 60 млрд рублей в модернизацию судоверфи "Звезда" инвестирует компания "Роснефтегаз". Общая сумма инвестиций акционеров в проект составит порядка 47 млрд рублей, то есть около трети общей потребности.

Сюда входят займы на текущую операционную и инвестиционную деятельность, кредитная линия, а также реинвестирование результатов операционной деятельности проекта – средства от реализации заказов, размещенных акционерами и другими компаниями. 

- Есть ли уже понимание, готовы ли другие компании, например, "Газпром" и НОВАТЭК размещать свои заказы на Звезде, о каких объемах может идти речь?

- Судостроительный комплекс "Звезда" ориентирован в первую очередь на удовлетворение потребностей российских нефтегазовых и судоходных компаний. На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшемся 4 июня 2014 г. под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина было предложено создать на базе "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" (ДЦСС) единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов. 

На основании данного поручения перед крупными компаниями поставлена задача размещать заказы на вновь создаваемом комплексе "Звезда".

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания "Роснефть", которая заключила с "ДЦСС" эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. На Восточном экономическом форуме "Роснефть" подписала контракты на проектирование, строительство и поставку двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса.

Дополнительно предусмотрено строительство еще двух судов-снабженцев. Это- стометровые высокотехнологичные корабли, предназначенные для эксплуатации в суровых условиях северных морей.

Другие компании-недропользователи, работающие на шельфе, а также судоходные компании должны присоединиться к этой работе. Соответствующие поручения даны Правительством.

Кроме того, в рамках реализации программы импортозамещения, на законодательном уровне, предполагается предусмотреть обязанность российских компаний, связанных с шельфовыми проектами, размещать заказы на российских верфях. И “Роснефть” поддерживает данную инициативу. Долгосрочная производственная программа судостроительного кластера «Звезда» - это более 150 единиц судов и морской техники.

- Будут ли на "Звезде" развивать технологии сжижения газа и строить суд-газовозов?

- Безусловно, "Звезда" будет в состоянии строить крупнотоннажные суда, в том числе газовозы. Уже в рамках первой очереди строительства проектом судостроительного комплекса "Звезда" предусмотрен участок изготовления грузовой системы для перевозки сжиженного природного газа – наиболее сложного элемента в судах данного типа.

В настоящее время продолжается возведение тяжелого стапеля – единственного в своем роде объекта в России, площадью 117 600 м2, подкрановых путей шириной 230 метров и длиной 480 метров. Работу стапеля будет обеспечивать кран типа "Голиаф" грузоподъемностью 1200 тонн (высота пролета порядка 100 м, длина – 230 м).

Подобные механизмы будут применены на российских верфях впервые. Судостроение крупноблочным методом считается одним из самых современных трендов в отрасли. Этот метод позволит выпускать суда обслуживающего флота для обеспечения шельфовых месторождений, морские буровые установки и транспортные суда, включая суда-газовозы.

Беседовали Мария Татевосова и Глеб Брянский