"Закрытое небо": по кому и как может ударить запрет на полеты между Украиной и РФ

Самолет авиакомпаний "Международные авиалинии Украины" и "Трансаэро". Марина Лысцева/ ТАСС, архив
Самолет авиакомпаний "Международные авиалинии Украины" и "Трансаэро"
Если стороны не смогут договориться, обоюдный запрет на полеты окажет влияние на рынок авиаперевозок, но не станет катастрофой, отмечают эксперты

25 октября  должны вступить  в силу взаимные запреты России и Украины на использование воздушного пространства, что означает прекращение прямого авиасообщения между странами.

Ситуация обострилась в конце сентября, когда Украина включила в санкционный список около 20 российских перевозчиков. Однако в настоящий момент стороны выразили готовность к диалогу.

Поводом к сближению позиций стало обращение украинских компаний с просьбой разрешить полеты в зимний сезон 2015-2016 гг.

Россия выразила готовность сделать шаг навстречу Украине по отмене запрета, Киев заявил, что позитивно настроен на диалог с Москвой.

Если стороны не смогут договориться, обоюдный запрет на полеты окажет влияние на рынок авиаперевозок, но не станет катастрофой, отмечают эксперты.

Хроника авиационного конфликта

Изначально в санкционные списки Киева попали около 20 российских авиакомпаний, в том числе "Аэрофлот", "Россия", "Донавиа", "Оренбургские авиалинии", "Трансаэро" (перешедшей под операционное управление "Аэрофлота"), S7, "Глобус", "Уральские авиалинии", "Вим-Авиа", "Когалымавиа", "Газпромавиа" и Red Wings. Россия ответила "зеркальными мерами", запретив авиаперевозчикам Украины пролет над своей территорией. Росавиация уведомила о запрете три авиакомпании: "Международные авиалинии Украины", "Днеправиа" и "Мотор Сич". В ответ на действия Москвы Киев заявил о полном прекращении авиасообщения с РФ.

Альтернативные маршруты: потоки "найдут выход"

В Минтрансе РФ выразили уверенность в том, что в случае  практического закрытия воздушного пространства между странами транспортные потоки между Россией и Украиной "найдут выход".

В Киев теперь, возможно, придется добираться через Белоруссию, Молдавию или Турцию. Остается и железнодорожное сообщение.

Пассажиры: выбор меньше, "с пересадкой" - дороже 

По мнению экспертов, прежде всего от взаимных санкций пострадают те, чей бизнес связан с частыми перелетами между странами, а также граждане России и Украины, связанные родственными узами. На таких пассажиров приходится до 70% потока на российско-украинском направлении.

Также, запрет пролета над Украиной нанесет удар по транзитным пассажирам, потому что примерно 40% тех, кто летал компанией "Аэрофлот" в Москву, потом продолжали свое путешествие в Европу российскими авиакомпаниями.

Конечно, можно будет воспользоваться услугами иностранных перевозчиков и купить билеты на рейсы с пересадками, но такие перелеты и дороже, и дольше по времени, отметили в Tutu.ru.

В компании также указали, что из-за санкций авиасообщение между двумя странами станет довольно скудным, что затруднит поиск оптимальных вариантов перелета. 

В свою очередь, в авиакомпании Международные авиалинии Украины (МАУ) уже заявили, что цены на авиаперелеты на Украине после введения РФ ответных санкций могут значительно возрасти, ведь сразу же подхватить весь пассажиропоток невозможно.

Авиасообщение Россия-Украина

По данным Tutu.ru, 72% авиабилетов из России на Украину с вылетом после 1 октября 2015 года было оформлено на рейсы российских авиаперевозчиков: "Аэрофлота", "Сибири" (S7), UTair и "Трансаэро". Причем на компанию UTair, изначально не вошедшую в санкционный список, приходится около 20% всех купленных через Tutu.ru билетов на Украину. Оставшиеся 28% распределились между украинскими компаниями: 16% приходится на "Международные авиалинии Украины", 7% - на "Днеправиа" и 5% - на "Мотор Сич".

Туризм: туроператоры не пострадают

Что касается представителей туриндустрии, то, по их оценкам, запреты на полеты отразятся на самостоятельных путешественниках, но не затронут бизнес.

Игроки рынка отметили, что организованного туризма между двумя странами практически не существует, так что на интересы туроператоров запрет не повлияет.

Авиакомпании: 40 минут облета и десятки миллионов долларов потерь

В свою очередь, в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) подчеркнули, что введение украинских санкций чревато для российских авиакомпаний потерей до 40 минут при облете Украины - речь идет о транзитных рейсах в Европу, на юг, в ту же Турцию.

По оценкам АЭВТ, только введение санкций в отношении 20 российских перевозчиков приведет к потерям авиакомпаний в десятков миллионов долларов.