24 октября 2015, 08:26
Ситуация в Крыму

Крым и китайские инвесторы обсуждают возможность отправки детей из КНР в "Артек"

ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

По словам министр экономического развития республики, для ознакомления потенциальных партнеров с существующей инфраструктурой, правительство пригласило их посетить полуостров

ПЕКИН, 24 октября. /Корр. ТАСС Роман Баландин, Олег Трутнев/. Китайские инвесторы проявили интерес к организации для детей из Китая оздоровительного детского отдыха в "Артеке". Об этом в интервью корр.ТАСС сообщил министр экономического развития Республики Крым Валентин Демидов, прибывший в Пекин для участия в 7-ой Китайской ярмарке зарубежных инвестиций (COIFAIR-2015).

По его словам, для ознакомления потенциальных партнеров с существующей инфраструктурой, правительство Республики Крым пригласило их посетить полуостров.

"В ходе общения проговаривали такую возможность и договорились, что, когда китайские партнеры приедут к нам, мы им покажем Крым и, в том числе, оздоровительные лагеря", - рассказал Демидов.

Подробнее о планах крымских политиков по привлечению инвестиций в регион и их визите в Китай в интервью:

- Планируете ли подписать какие-либо меморандумы? Есть ли какие-либо сложности?

-Мы уже провели ряд переговоров с потенциальными китайскими инвестиционными партнерами, которым в принципе Крым интересен, однако задачи подписания каких-либо меморандумов по каким-либо инвестиционным проектам не ставили.

Насчет сложностей. Крым все-таки находится под определенными санкциями западных стран, поэтому многие крупные компании неохотно напрямую идут к нам. Хотя надо отметить, что интерес достаточно большой, особенно он усилился в последнее время. Я уже приводил эту фразу о том, что политика, это концентрированное выражение экономики, т.е. экономика все равно свое дело сделает, и люди это понимают.

Наш большой потенциал заключается и в том, что в настоящее время нам необходимо развивать целые отрасли в Крыму. Сейчас у нас также есть большой потенциал, связанный с федеральной целевой программой развития Крыма до 2020 года – в ее рамках в инфраструктуру региона будут вложены 12 млрд долларов. Это значит, что будут сделаны дороги, мост через Керченский пролив, аэропорт, энергетическая инфраструктура и другие объекты. То есть все то, что необходимо и без чего невозможно развитие ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни туризма.

На протяжении 23 лет, которые Крым находился в составе Украины, из него вытягивали все, что возможно. Не вкладывая ни копейки, вытянули все, весь тот потенциал, который был заложен в советское время. Поэтому Крым воссоединился с Россией в том состоянии, в котором все необходимо выстроить по большому счету заново.

-Какие меры предпринимает правительство региона и России, чтобы ускорить его экономическое развитие?

-Мы создаем те институты, которые необходимы для развития республики, готовим стратегию развития, определяем основные точки роста, чтобы сконцентрировать свое внимание на конкретных секторах экономики, прописываем программу того, как они, какие-то конкретные отрасли, будут служить локомотивом всей экономики. Мы также создаем корпорацию развития – это коммерческий партнер от имени государства, который работает с инвесторами. Так работает весь цивилизованный мир, так работают многие регионы Российской Федерации, в том числе есть очень успешные примеры – это Калужская, Ульяновская, Ростовская и Волгоградская области.

В общем, есть корпорации, которые великолепно работают - стратегически анализируют ситуацию и создают площадки именно в тех сферах, где это нужно. Это делается, чтобы инвестор не бегал по кабинетам, а пришел, грубо говоря, воткнул вилку в розетку и сразу же заработал. Такие условия создаем и мы.

Помимо этого, государство с помощью специальной программы создает нам необходимую инфраструктуру. Один только мост через Керченский пролив имеет колоссальное значение для развития. Помощь со стороны правительства РФ также заключается в том, что принимается ряд законов, которые дают серьезные преференции всем инвесторам, в частности о свободной экономической зоне. Соответственно, этот закон распространяется на всю территорию Крымского федерального округа, т.е. в том числе и Севастополя. Именно это нас и отличает, ведь особые экономические зоны, которые есть сейчас в Российской Федерации, это ограниченные территории и промышленные парки. А у нас это весь Крым. Таким образом инвесторы имеют налоговые преференции, таможенные льготы, что крайне важно для иностранных партнеров. Поэтому такой комплекс механизмов, как мы считаем, обязательно сработает, и он уже начинает работать.

-Насколько активны в регионе зарубежные партнеры? Не могли бы вы привести список стран, чьи предприниматели наиболее активно действуют в Крыму?

-Иностранные инвесторы сейчас проявляют достаточно высокий интерес. Среди иностранных партнеров лидируют, наверное, компании из Турции. Также есть инвесторы, причем на очень высоком уровне, из Бразилии, Израиля, Греции. С некоторыми мы пока только прорабатываем сотрудничество, но интерес довольно серьезный.

-Мы все же сейчас находимся в Китае, не могли бы вы рассказать о вашем опыте общения с представителями китайского бизнеса? Чем интересны компании и предприниматели Китая для Крыма, в каких сферах экономики республики в свою очередь они видят большой потенциал?

-Инвесторы из Китая проявляют интерес к туристической отрасли, сельскому хозяйству, энергетике, инфраструктурным проектам.

Мы также видим потенциал китайских компаний в сфере инфраструктуры. Опыт и возможности китайских компаний в сфере строительства и транспорта нам могут пригодится, тем более, что программа по развитию Крыма объемом в 12 млрд долларов уже совершенно точно будет реализовываться.

-Чем планируете привлечь китайских партнеров в свой регион?

Мы уже точно создаем три крупных индустриальных парка – в Феодосии, Евпатории и Бахчисарае, а также семь туристических кластеров, что подразумевает строительство всей туристической инфраструктуры. Это то, на что уже выделены деньги в бюджете страны, т.е. китайские компании уже могут зайти и работать непосредственно там.

Нам известно какой у крупных китайских компаний колоссальный опыт и возможности, и они наиболее конкурентоспособны именно в реализации крупных проектов.

-Не могли бы назвать более конкретные варианта сотрудничества?

-В частности, китайских инвесторов очень серьезно интересует энергетика и строительство газотурбинных электростанций, а также участие в работе ГУП "Черноморнефтегаз", который принадлежит правительству Республики Крым. Также они заинтересованы в инфраструктурных проектах: дороги и порты, например, в Феодосии и Керчи.

У нас также есть крупные судостроительные заводы - они все еще, так скажем, в советском состоянии, так как при Украине произошел полнейший развал. Поэтому мы обсуждаем эти направления, и на встречах с китайскими инвесторами, которые состоялись во время этого форума, мы договорились о том, что в ближайшее время мы уже ждем китайских коллег в Симферополе с тем, чтобы разговаривать с руководством наших компаний и профильными министрами.

-Есть ли какие-либо препятствия, которые мешают полноценному сотрудничеству по инвестиционным проектам? Какие меры предпринимают власти, ваше ведомство?

-В Крыму еще есть некоторые проблемы, которые тормозят наше развитие. Считается, что мы уже прошли интеграционный период, но есть такие моменты, которые уже доступны по всей России, а в Крыму еще нет. Это кадастр, отсутствие схем теплоснабжения и так далее, то есть то, без чего нельзя инвестировать в некоторые проекты, например, инфраструктура теплоснабжения. Решение всех этих проблем, создание необходимых документов предусмотрены в том числе и федеральной целевой программой.

Мы для этого и создаем корпорацию развития, которая будет точечно готовить градостроительные документы по тем проектам, которые заинтересуют наших партнеров. Если будет взаимный интерес, мы, со стороны республики, будем очень быстро готовить всю необходимую документацию для реализации проекта. Это как раз одна из задач этой корпорации.

Безусловно, определенные проблемы есть, но мы поэтапно их решаем. Буквально чуть больше года назад в Крыму не было зарегистрированных предпринимателей, не было банков и казалось, что ситуация довольно тяжелая, тем не менее все поэтапно удается решать и о многих вещах, которые казались ужасными еще год назад, уже просто забыли. И я уверен, что также будет и с остальными препятствиями.

-Какие меры предпринимает правительство Республики Крым для того, чтобы подготовить почву для будущих инвестиций?

-На сегодняшний момент мы предлагаем порядка 110 инвестиционных объектов в разных отраслях и регионах Крыма. Но есть определенный момент, который смущает наших партнеров. Это то, что эти площадки должны обладать критериями, которые будут интересны и понятны инвесторам. Вот именно такие площадки и формирует наша корпорация развития. То есть она готовит всю инфраструктуру, если мы говорим о промышленном парке, или же оформляет земли, права собственности на, скажем, санатории, и потом привлекает туда инвестора. Вот именно формированием этих площадок мы и занимаемся, то есть, грубо говоря, упаковываем их в тот вид, который будет понятен для инвестора, чтобы он не бегал по кабинетам.

Мы создали инвестиционный центр, который работает по принципу одного окна и сопровождает инвестора до момента заключения инвестсоглашения. Из-за того, что раньше у нас не было этого института, то инвестор, заключив этот документ, начинал отводить землю, сталкивается с какими-то, например, природоохранными ограничениями. Теперь этим занимаемся мы, чтобы все было подготовлено, так скажем, "в одном пакете".

-Возросла ли активность инвесторов в регионе за последний год?

-В целом очень серьезно возросло количество заявок на участие в свободной экономической зоне. В апреле-мае этого года их было всего где-то четыре, к сегодняшнему моменту подписано порядка двухсот. Это произошло по той причине, что нами были внесены изменения в форму инвестиционной декларации, она была сложная, поэтому мы ее максимально упростили.

Помимо этого, поступило около 460 заявок на подписание инвестиционных соглашений, возможно доля иностранных инвесторов не слишком велика, но сама активность свидетельствует о том, что Крым интересен и что люди видят потенциал развития республики.

-Какими точками роста в инвестиционной деятельности, на Ваш взгляд, обладает регион? Какие отрасли выступают "локомотивом"?

-Это, конечно же, сельское хозяйство, транспорт, лидирует туризм, также поступило много серьезных проектов в сфере легкой промышленности – это перерабатывающая и пищевая отрасли.

Также сейчас прорабатывается достаточно серьезный инвестиционный проект по строительству нового терминала в Симферополе. Первый терминал был построен, скажем так, за счет собственных средств, а для более крупного второго терминала планируем привлечь инвестора. На сегодняшний момент тот терминал, который уже построен, значительно увеличил объем авиаперевозок: до воссоединения с Россией аэропорт летом принимал 7-8 рейсов в сутки, а летом 2015 года этот показатель 250 самолетов в день.

-Это большие цифры. В других отраслях ожидаете такого же стремительного роста?

-Я думаю, очень скоро весь этот комплекс мер в целом, как говорят, "выстрелит", и Республика Крым очень быстро начнет догонять материковую часть России по развитию экономики, а в ближайшем будущем будет и обгонять.

Да, сейчас нам достаточно непросто интегрироваться, все работают с двойной отдачей, чтобы приспособится к новым стандартам. Мы поэтапно преодолеваем оставшиеся трудности, а многие из них уже успешно забыли, поэтому будем развиваться и в скором будущем тянуть за собой вверх остальных.