Эксперты: плата за проезд большегрузов незначительно скажется на цене товаров
С 15 ноября грузовики с разрешенной максимальной массой выше 12 тонн начали платить полтора рубля за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам в России
МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Плата, которую начинают с 15 ноября дня платить грузовые машины разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, практически не повлияет на итоговые цены перевозимого товара, убеждены эксперты, опрошенные ТАСС.
Товары могут подорожать на 1-1,5%
Так, по словам генерального директора ОАО "НИИАТ" Алексея Василькова, повышение транспортных расходов для компаний-перевозчиков отразится на цене товара, однако, это повышение будет незначительным.
С ним согласен Александр Шумский, руководитель проекта "пробок.нет". "85-90% товаров, которые перевозятся 12-тонниками, - это непродовольственные товары. В основном это строительные материалы, навалочные грузы - щебень, песок", - считает он.
Стоимость перевозок грузов еврофурой в среднем составляет 30 рублей за 1 км. С максимальным тарифом, который будет запущен только с 2019 года, стоимость составит 33,73 рубля. Соответственно, стоимость перевозки вырастет примерно на 10%. Однако транспортная составляющая в цене товара достигает лишь 4-10%. Следовательно, итоговая стоимость товара может вырасти на 1-1,5%. Мы можем этого повышения даже не почувствовать», - говорит Шумский.
Он добавил, что проводил подсчеты, в частности, на примере отправления фуры из Махачкалы в Москву - рост стоимости товара составил примерно 1%.
"Не стоит забывать, что, ко всему прочему, у транспортных компаний сократятся транспортные издержки, связанные с ремонтом и поддержанием рабочего состояния автомобиля. Дорожное покрытие благодаря собранным средствам будет более качественным, что выгодно и самим компаниям", - добавил он.
Ущерб от большегрузов
Сейчас фуры наносят до 50% ущерба федеральным трассам, остальное приходятся на легковые автомобили. При этом самих легковых машин в РФ около 40 млн, тогда как большегрузов - около 1 млн. Поскольку рост платежей будет поэтапным, справиться с новой налоговой нагрузкой смогут как крупные, так и небольшие компании, заключил эксперт.
По мнению директора института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, платный проезд большегрузов по федеральным трассам - правильный шаг в рамках решения проблем дорожного ремонта. "К этому пришли и другие страны, поскольку грузовики массой выше 12 тонн наносят основной ущерб дорожному покрытию",- говорит он. Введение тарифа за проезд уравновесит ситуацию, когда строительные грузы перевозятся автодорожным транспортом с целью избежать платы за железнодорожную инфраструктуру, добавляет специалист. Но при этом сама система пока работает недостаточно слаженно, поэтому перевозчики сталкиваются с техническими сложностями, оплачивая проезд.
Поэтапная плата за проезд
С 15 ноября грузовики с разрешенной максимальной массой выше 12 тонн начали платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам в России. Такая плата, согласно постановлению правительства РФ от 3 ноября, сохранится до 29 февраля 2016 года.
Пониженная плата достигается за счет применения понижающего коэффициента 0,41 к принятому ранее тарифу в 3,73 рубля за 1 км. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года большегрузные автомобили будут платить тариф с понижающим коэффициентом 0,82 - 3,06 рубля за 1 км пути. С 1 января 2019 года плата станет для большегрузного транспорта полной - 3,73 рубля за 1 км пути по федеральным трассам.
В преддверии введения сбора представители ряда крупных торговых сетей и производителей продуктов питания высказали опасения, что новый сбор может привести к перебоям в поставках и, как следствие, к росту цен на товары, которые развозят грузовики.
Подготовка к введению платы с грузовиков велась Росавтодором около двух лет. Конечная цель проекта - компенсировать вред, причиняемый автодорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями. В ходе обсуждения правительство пошло на компромисс, снизив изначальный уровень сбора, а также отменив штрафы на переходный период.
Сбор платежей также должен принести ежегодно порядка 40 млрд рублей в Федеральный дорожный фонд, из которого средства будут выделяться на ремонт и строительство новых дорог.
Водители большегрузных автомобилей в регионах России на прошлой неделе провели акции против взимания платы с грузовиков. Со своей стороны глава Минтранса Максим Соколов отметил, что частные перевозчики знали заранее о введении сборов с грузовиков, а теперь пытаются повлиять на уже принятые решения.