АТОР: число туроператоров в выездном сегменте сократилось в 2015 году на 70%
Причиной сокращения в ассоциации назвали спад спроса на выездной туризм
МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Число туроператоров в сегменте выездного туризма сократилось в этом году на 70%. Такие предварительные данные по итогам года привела во вторник на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Согласно докладу Аналитической службы АТОР, в текущем году сократился спрос на выездной туризм, что привело к сокращению числа туроператоров в этом сегменте.
"В 2014 наши аналитики давали осторожные прогнозы - прогнозировалось, что количество туроператоров сократится в 2015 году на 30%. Но сейчас, по предварительной оценке, можно говорить о том, что на 70% сократилось количество туроператоров в сегменте выездного туризма. И это не предел", - сказала Ломидзе.
Согласно представленному аналитиками АТОР докладу, падение спроса в 2015 году по выездным направлениям составило 31,4%, уточнила Ломидзе. "Есть рынки, где на 50 и на 60%", - подчеркнула она. По ее словам, "основная причина снижения спроса - экономическая: евро и доллар подорожали, людям невыгодно ехать за границу".
"По Турции мы видим минус 20% по организованному туризму, Таиланд минус 50%", - добавила Ломидзе. "Наши туристы всегда гнались за дешевизной, но как в этом году они никогда не были так чувствительны к цене", - сказала она. "В 2016 году эта тенденция сохранится", - считает исполнительный директор АТОР.
В 2016 году число туроператоров в сфере выездного туризма, как и количество турагентств, сократится, сказала Ломидзе.
Она отметила, что сейчас в сегменте выездного туризма работают 685 компаний. "При усугублении экономической ситуации, усложнении выдачи виз и других изменениях их количество сократится на 25%", - считает Ломидзе.
При этом она сообщила, что, по предварительной оценке, количество "выездных" туроператоров сократилось в этом году на 70%. "Уходят с рынка в основном мелкие и средние туроператоры. Этот процесс активно идет в регионах - там все меньше и меньше туроператоров в сегменте выездного туризма. Они либо уходят, либо переходят в агентства", - сказала Ломидзе.
Она также отметила, что в следующем году "число компаний в агентском сегменте - их около 15 тысяч - также сократится очень серьезно".
Еще она тенденция следующего года - сокращение глубины продаж. "Если в прошлом году почти 30% бронировали туры сильно заранее, то сейчас это только 12%", - сообщила Ломидзе. "Тенденция сокращения числа тех, кто бронирует туры заранее, сохранится в следующем году", - считает она.
Увеличение спроса на отдых внутри страны
Ломидзе также отметила, что спрос россиян на отдых внутри страны увеличился по итогам 2015 года на 10-15%.
Она отметила, что из 100% россиян около 80% туристов - это самостоятельные путешественники и 20% - организованные туристы. "Увеличение спроса на отдых внутри страны произошло и по самостоятельным, и по организованным турпотокам", - сообщила Ломидзе.
При этом она подчеркнула, что "одной из тенденций 2015 года стало то, что самостоятельные туристы переходили в сегмент организованных". "Впервые поставлены чартеры в Крым, большая перевозка в Сочи. Кроме того, средняя цена на отдых в Крыму и Краснодарском крае снизилась благодаря туроператорам, что привело к тому, что самостоятельные путешественники становятся организованными", - отметила Ломидзе.
По ее словам, наибольшим спросом у россиян в этом году пользовались курорты Крыма, Сочи, Геленджик, Анапа.
Ломидзе также сообщила, что туроператоры в этом году наблюдали увеличение спроса не только на пляжный отдых, но и на экскурсионные туры. "По нашим предварительным данным, прирост в этом сегменте составил от 3% до 15%", - сказала она.
"Мы видим позитивные тенденции во внутреннем туризме, но, если говорить о проблемах, которые мешали еще большему развитию, то среди них - слабая инфраструктура и проблема с сервисом", - подчеркнула исполнительный директор АТОР.
"Но главная проблема - это отсутствие информации об отдыхе в России. Люди просто не знают, куда ехать, по какой цене, когда лучше", - добавила она.
При этом Ломидзе отметила, что "если в 2016 году будет повышение цены на турпродукт, то это приведет либо к стагнации, либо к падению спроса на внутренний продукт". "Повышение цены может привести к тому, что туристы просто никуда не поедут", - сказала она.
Ломидзе отметила, что "в следующем году люди поедут отдыхать, но, возможно, с меньшей продолжительностью отдыха или за меньшие деньги".
"При повышении цен никто к ним не поедет"
Туркомпании ведут переговоры с представителями объектов размещения российских курортов о том, чтобы не повышать цены в следующем году, отметила Ломидзе.
"Сейчас туроператоры ведут переговоры с объектами размещения на массовых черноморский курортах, - сказала она. - Наши курорты находятся в эйфории, они уверены, что все туристы, которые не смогут поехать в Турцию, поедут к ним, поэтому можно повышать цены. Но эта уверенность не имеет никаких оснований". "При повышении цен никто к ним не поедет", - заявила она.
"Сейчас ведутся переговоры, чтобы заявленные объектами размещения цены, которые уже повысили на 30%, стали не окончательными. Если наши курорты будут настаивать на повышении цен, то спрос на внутренний рынок будет иной", - сказала она.
Если отели и пансионаты, наоборот, будут снижать цены, то, по мнению Ломидзе, внутренний турпоток будет увеличиваться.
Рост числа иностранных туристов
Туроператоры отмечают беспрецедентный интерес иностранных туристов к отдыху в России; число иностранных туристов, побывавших в РФ в этом году, увеличилось на 10-15%, сообщила Ломидзе.
Она отметила, что одна из тенденций 2015 года - это "беспрецедентная динамика снижения в сфере выездного туризма и беспрецедентная динамика во въездном туризме". "Мы отмечаем рост въездного турпотока в этом году на 10-15%. Много лет такого не было. Туроператоры "стучат по дереву" и говорят, что "шоколадный" сезон - и летний, и, что самое главное, зимний", - сказала Ломидзе.
Она подчеркнула, что "зимой Россия практически не продавалась, она была неинтересна иностранцам". "Сейчас мы получили колоссальные конкурентное преимущество - у нас очень дешево. В связи с этим у нас развивается приграничный туризм - к нам едут из Польши, Финляндии, Китая", - отметила представитель АТОР. "К нам также поехали классические туристы, хотя динамика в разных странах разная - азиатский рынок растет на 35-40%, европейский почти стагнирует, но это преимущество в нынешней ситуации, - сказала Ломидзе. - В 201 4 году европейский рынок сократился на 35%, а затем начал расти, потому что отдых в России подешевел".
"Если говорить об американском рынке, то он чуть-чуть откатил назад. Не в два-три раза, а на 1-5% по сравнению с прошлым годом", - добавила она.
Ломидзе отметила, что "одна из тенденций этого года - попытка иностранными туристами совместить путешествие в Россию со странами СНГ". "Такого запроса на комбинированные туры раньше не было", - подчеркнула она.
При это Ломидзе уверена, что ситуация с въездным туррынком была бы еще более позитивной, если бы не визовый вопрос. "Что мешает путешествиям к нам - наши визы, в этом вопросе мизерные подвижки", - отметила она.
По ее словам, отдыхом в России очень активно интересуется, например, Иран. "Там есть хороший платежеспособный спрос. Иранцы поехали в Сочи, они поехали смотреть олимпийские объекты, но процесс получения виз тормозит поток", - подчеркнула Ломидзе. "Еще один перспективный рынок для России - Индия. Они хотят к нам приехать. На своем уровне мы пытались взаимодействовать с МИД, говорили о том, что от туристов не надо требовать избыточные документы. Надеемся, что в следующем году это не станет проблемой", - сказала она.
Кроме того, по мнению Ломидзе, "России не хватает продвижения за рубежом как туристической страны".