26 апреля 2016, 10:34

Чистая прибыль РЖД по МСФО в 2015 г. составила 8,2 млрд руб. против убытка годом ранее

Александр Щербак/ ТАСС
Компания не планирует размещать евробонды в 2016 году, а в 2017 году допускает возможность выпуска для рефинансирования текущих обязательств

МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Чистая прибыль ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2015 году составила 8,2 млрд рублей против убытка в размере 99,3 млрд рублей годом ранее, говорится в отчете компании.

Суммарные доходы РЖД за 2015 год выросли на 10,8% по сравнению с 2014 годом и составили 1,991 трлн рублей. Доходы от инфраструктуры и грузовых перевозок выросли на 7,7% до 1,259 трлн рублей. Доходы от пассажирских перевозок сократились на 0,5% до 192,8 млрд рублей.

Как сообщил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов на презентации отчетности, совокупное увеличение доходов на 10,8% в 2015 году объясняется ростом доходов от инфраструктуры и перевозок в условиях ежегодной индексации тарифов на 10%, снижения погрузки на 1% и роста низкомаржинальных грузов в структуре грузооборота; увеличением доходов от предоставления логистических услуг на 38,9% на фоне роста выручки Gefco от международных операций, номинированной в евро, и ослабления курса рубля; снижением доходов от пассажирских перевозок в результате падения пассажирооборота.

Операционные расходы РЖД по итогам 2015 года увеличились на 9,6% по сравнению с 2014 годом до 1,9 трлн рублей в условиях роста потребительских цен на 15,5%. Ключевыми факторами роста расходов стали увеличение затрат на материалы, ремонт и обслуживание, а также увеличение расходов на закупку экспедиторских и логистических услуг.

Показатель EBITDA по итогам 2015 года возрос на 10,2% по сравнению с предыдущим периодом и составил 388 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA увеличилась до 22,1% по сравнению с 21,6% в 2014 году на фоне роста доходов холдинга, а также за счет оптимизации операционных расходов.

Чистый долг компании вырос за отчетный период на 8% до 899,6 млрд рублей.

Соотношение чистого долга к EBITDA на 31 декабря 2015 года составило 2,32х по сравнению с 1,37х на 31 декабря 2014 года. Снижение долговой нагрузки холдинга обусловлено увеличением показателя EBITDA по итогам 2015 года, тогда как суммарный объем долговых обязательств компании в рублевом эквиваленте вырос преимущественно за счет переоценки валютных заимствований.

Размещение облигаций

РЖД не планирует размещать евробонды в 2016 году, а в 2017 году допускает возможность выпуска для рефинансирования текущих обязательств. Об этом сообщил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов на презентации отчетности компании за 2015 год МСФО.

Отвечая на вопрос о выпуске еврооблигаций в текущем году, он сказал: "В текущем году - однозначно нет. В следующем году - если только в порядке рефинансирования, потому что начиная с 2017 года начинаются выплаты по валютным обязательствам".

Также Михайлов заявил, что компания может заместить 30 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), необходимые для закупки локомотивов в 2016 году, за счет размещения рублевых облигаций.

"Мы на первое полугодие с учетом того, что программа идет не только за счет привлеченных средств, но и собственных, программу закрыли. Дальше мы смотрим на рынок: если мы видим, что конъюнктура рынка позволяет дополнительно 30 млрд (рублей - прим.ред.) привлечь по нормальной ставке, мы будем привлекать. Если нет, ты мы сохраняем право обратиться за этими деньгами - просим эту сумму зарезервировать для нас до конца года в случае, если конъюнктура рынка будет не очень хорошая, то мы готовы будем обратиться за средствами ФНБ, чтобы получить необходимые 30 млрд рублей на закупки подвижного состава на второе полугодие", - сказал он.

Михайлов напомнил, что в текущем году РЖД уже разместили 10-летние рублевые облигации на 10 млрд рублей по ставке 10,3%.

Всего в 2016 году планировалось выделить около 40 млрд рублей из ФНБ на покупку локомотивов.

РЖД планируют приобрести в 2016 году 507 новых локомотивов, на эти цели в инвестпрограмме заложено 69,2 млрд рублей, в том числе 29 млрд рублей компания может направить из собственных средств.

Ранее замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов сообщал, что правительство РФ поддержало выделение РЖД 40 млрд руб. из ФНБ на закупку локомотивов в 2016 г. Говоря о механизме выделения средств из ФНБ, Цыденов пояснял, что планируется использовать механизм выкупа банками облигаций РЖД за счет средств ФНБ.

Всего в парке компании в настоящее время более 20 тыс. локомотивов.