11 мая 2016, 16:12

Титов предлагает освободить некоторые сферы бизнеса от обязательного страхования

ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
Бизнес-омбудсмен также считает, что ФАС излишне регулирует малые и средние предприятия, которые в принципе не могут влиять на конкуренцию

МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает исключить необходимость приобретения полисов обязательного страхования в тех сферах бизнеса, которые не несут существенных рисков для общества.

Соответствующее предложение содержится в проекте ежегодного доклада президенту РФ бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

В документе отмечается, что во многих сферах предпринимательской деятельности сохраняется повышенная нагрузка на малый и средний бизнес при приобретении страховых услуг (обязательное страхование). При этом эксперты и бизнес-сообщество отмечают низкую эффективность такого страхования (малая доля страхового возмещения).

"Например, в рамках системы обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (ОСГОП) сохраняется завышение предельных значений страховых тарифов, в том числе и минимальных. Статистика реального применения ОСГОП показывает, что за 2013/14 годы страховщикам было перечислено страховых премий на сумму 7,3 млрд рублей, а выплачено пострадавшим 0,96 млрд рублей", - приводит пример Титов.

В связи с этим бизнес-омбудсмен РФ предлагает провести оценку эффективности использования различных видов обязательного страхования в сфере МСП, а также исключить необходимость приобретения полисов обязательного страхования в сферах, не несущих существенных рисков для общества.

Как сообщалось ранее, в январе 2016 года ЦБ РФ заявил о намерении пересмотреть тарифы по ОСГОП. В Банке России полагают, что по отдельным видам транспорта страховой тариф переоценен (автомобильный транспорт), а по другим видам транспорта (внутренний водный транспорт, морской транспорт) недооценен. В результате этого было принято решение о пересмотре тарифов. Ожидается, что новые тарифы будут утверждены во втором полугодии 2016 года.

Закон об ОСГОП вступил в силу в 2013 году и распространяется на все виды коммерческих пассажирских перевозок, за исключением метрополитена. По закону все перевозчики обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Ежегодные сборы по этому виду страхования составляют примерно 3,5 млрд рублей.

ФАС излишне регулирует малые и средние предприятия, которые не влияют на конкуренцию

По мнению Титова, Федеральная антимонопольная служа (ФАС) излишне регулирует малые и средние предприятия, которые в принципе не могут влиять на конкуренцию.

"Действующее антимонопольное законодательство допускает привлечение к ответственности субъектов, в принципе не способных существенным образом влиять на состояние конкуренции. К административной ответственности привлекают МСП за заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, имеются многочисленные случаи привлечения МСП к ответственности за злоупотребление доминирующим положением. При этом территориальные границы рынка сужаются таким образом, что предприниматель, имеющий годовую выручку, не превышающую 60 млн рублей, становится монополистом, имеющим 100%-ную долю рынка", - отмечается в проекте ежегодного доклада бизнес-омбудсмена президенту.

Помимо этого предлагается дополнить федеральный закон о защите конкуренции нормой, согласно которой не будет признаваться доминирующим положение субъектов МСП, учрежденных не только физическими, но и юридическими лицами, если размер их выручки не превышает 800 млн руб. в год за исключением случаев естественной монополии.

Кроме того, необходимо установить допустимость "вертикальных" соглашений, а также координации экономической деятельности и согласованных действий субъектов МСП, если суммарный оборот затрагиваемого рынка не превышает 800 млн руб. и установить допустимость "иных" соглашений, а также координации экономической деятельности, если суммарная доля участников на соответствующем рынке не превышает 20%.

При этом ФАС должна доказать причинно-следственную связь между действиями субъектов МСП и наступившими негативными последствиями для конкуренции, подчеркивается в документе.

"Отсутствие доказательств причинения вреда конкуренции в результате действий МСП является основанием для прекращения любого производства по делу, возбужденному антимонопольным органом в отношении МСП", - добавляется в проекте доклада.

Титов предлагает создать фонд малого бизнеса в АПК за счет части средств корпорации МСП

Бизнес-омбудсмен предлагает создать фонд поддержки малого бизнеса в АПК и перераспределить в него часть средств из Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (корпорации МСП), содержится в проекте ежегодного доклада бизнес-омбудсмена президенту РФ.

Как говорится в документе, ключевым моментом функционирования отрасли АПК является бесперебойное обеспечение сельхозпроизводителей кредитными средствами, в первую очередь, краткосрочными. В проекте доклада содержится несколько предложений по данному вопросу, в том числе о перераспределении финансовых средств.

"Необходимо создать федеральный фонд поддержки малого и микробизнеса в АПК, представляющий займы от 1 млн рублей до 50 млн рублей за счет перераспределения части финансовых ресурсов федеральной корпорации МСП", - отмечается в проекте.

Среди других необходимых мер, предлагаемых Титовым, - разработка и запуск специальной программы рефинансирования банков, предоставляющей кредитные средства на пополнение оборотных средств на период сезонно-полевых работ. Кроме того, в РФ необходимо создать широкую региональную сеть кредитных учреждений, обслуживающих эту программу. Также Титов считает нужным развивать систему сельскохозяйственной кредитной кооперации, как альтернативный источник заемных средств для малых форм хозяйствования в сельской местности.

Кредитные средства необходимы для проведения сезонно- полевых работ на время посевной, для пополнения оборотных средств, напоминают авторы доклада. Согласно динамике выдачи краткосрочных кредитов АПК, крупнейшие банки предоставляют сельхозтоваропроизводителям порядка 800 млрд руб. ежегодно.

Корпорация МСП была создана в июне 2015 года в соответствии с указом президента РФ на базе существующих структур - "Агентства кредитных гарантий" и МСП Банка. Корпорация будет выступать системным интегратором инструментов поддержки малых и средних предприятий, что позволит в дальнейшем создать единую точку входа - "одно окно" - для включения предпринимателей в систему поддержки, а также обеспечить реализацию системных проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Введение масштабных систем госучета увеличивает возможность коррупционных рисков

Масштабное и практически одновременное введение масштабных систем государственного учета в РФ увеличивает коррупционные риски со стороны контрольно-надзорных органов, считает Титов.

Как отмечается в документе, в 2015 году и в начале 2016 г. в России произошло (либо планируется на ближайшие годы) массовое и фактически одновременное введение в действие масштабных электронных систем государственного учета. В частности, речь идет о ЕГАИС, переводе контрольно-кассовой техники в систему онлайн, электронной ветеринарной сертификации, системе "Платон".

"При фактически одновременном внедрении данных систем возникла значительная путаница в организации учета, отчетности торговых предприятий, а значит, и увеличилась возможность произвольной трактовки и коррупционные риски со стороны контрольно-надзорных органов", - указывает Титов.

При этом крупный и малый бизнес сталкивается с существенными финансовыми и временными затратами в рамках внедрения этих систем. "Кроме того, идет внедрение без предварительного тестового и переходного периодов. Это приводит к тому, что затраты предприятий, а, значит, и рост цен товаров, к сожалению, не всегда учитываются", - говорится в документе.

Для решения вопроса бизнес предлагает закрепить в законодательстве механизмы налогового вычета в полном объеме затрат при внедрении контрольных и учетных систем по инициативам госорганов. Кроме того, необходимо синхронизировать для представления в госорганы отчетность, предоставляемую предпринимателями и формируемую в рамках учетных систем. Также надо установить для нововведений обязательные тестовые и переходные периоды, подчеркивается в докладе.