Все новости

МВФ улучшил прогноз по снижению ВВП РФ в 2016 году

Согласно прогнозу фонда, ВВП РФ снизится на 1,5%, в то время как прежний прогноз предполагал падение показателя на 1,8%

МОСКВА, 19 мая. /ТАСС/. Международный валютный фонд (МВФ) улучшил прогноз по снижению ВВП РФ в 2016 г. до минус 1,5% с минус 1,8% и по росту ВВП в 2017 г. до 1% с 0,8%. Об этом говорится в заключительном заявлении МВФ по завершении миссии 2016 г.

"Рецессия продолжается и в 2016 году; по прогнозам, спад экономики составит приблизительно 1,5%, что обусловлено снизившимися ценами на нефть, слабым ростом доходов домохозяйств и бюджетной консолидацией. С учетом прогнозируемой стабилизации цен на нефть и смягчения внутренних финансовых условий ожидается, что в 2017 г. рост экономики возобновится и составит приблизительно 1%", - говорится в документе.

Эксперты МВФ указывают, что инфляция в РФ значительно замедлилась вследствие слабой экономической активности, жесткого курса денежно-кредитной политики и политики правительства по ограничению роста доходов.

"По прогнозам, инфляция достигнет приблизительно 6,5% на конец 2016 г. и далее будет снижаться в течение 2017 г., приближаясь к установленному ЦБ целевому показателю", - говорится в документе.

Согласно прогнозам Минэкономразвития РФ в консервативном сценарии при цене нефти в $25 за баррель не исключается спад ВВП России в 2016 г. на 2%, в 2017 г. - 0,5% и рост только в 2018-2019 гг.

Возврат к трехлетнему бюджету

Фонд приветствует возврат РФ к трехлетнему бюджету с 2017 года.

"Возобновление практики составления бюджета на трехлетний период в рамках бюджета 2017 года в сочетании с убедительным бюджетным правилом будет иметь важнейшее значение для снижения неопределенности в отношении мер политики, создавая более четкое представление о налогово-бюджетных мерах на предстоящий период", -  говорится в заключении МВФ.

Бюджет-2016 принципиально отличается от аналогичного документа, который готовился в 2014 г. На этот год был сформирован однолетний бюджет, при этом не рассматривались прогнозные 2017-2018 годы. Также на 2016 г. отменилось действие бюджетного правила, согласно которому максимальный уровень расходов определяется, исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.

При этом Минфин РФ неоднократно заявлял, что в 2016 г. может вернуться к планированию бюджета на три года.

Стабилизация и рост российской экономики

Пакет экономических мер правительства РФ смягчил шоки и стабилизировал банковскую систему, говорится в заявлении МВФ.

"Экономический спад менее значителен, чем во время предыдущих рецессий, поскольку пакет экономических мер, осуществляемых официальными органами, - таких как режим гибкого обменного курса, вливание капитала и ликвидности в банковский сектор, ограниченные меры бюджетной поддержки и меры регулятивного послабления - смягчил шоки, способствовал восстановлению доверия и стабилизировал банковскую систему", - говорится в заключении МВФ.

Ранее в апреле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что план действий в экономике на 2016 год в отличие от антикризисного плана 2015 года предусматривает не только оперативные меры, но и шаги по обеспечению устойчивого роста экономики, в том числе структурные преобразования и другие меры. Медведев отметил, что прошлогодний план помог экономике адаптироваться к новым условиям.

Отсутствие убедительных мер по балансировке бюджета может ограничивать рост экономики РФ, говорится в заявлении фонда.

"Отсутствие убедительных мер по обеспечению сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе может создать неопределенность и дополнительно ограничивать рост. Официальные органы приняли первые решительные меры для снижения дефицита бюджета. Тем не менее, масштаб бюджетной корректировки, необходимой для обеспечения сбалансированности бюджета, составляет, по оценкам, около 4-5% ВВП в среднесрочной перспективе и остается значительным", - говорится в заключении МВФ.

Дефицит федерального бюджета за январь-апрель 2016 года составил 1,23 трлн рублей или 4,7% ВВП, в апреле дефицит достиг 552,45 млрд руб. или 8,6% ВВП, что является рекордным для этого месяца соотношением дефицита к ВВП с 2011 года.

Президент РФ Владимир Путин поставил Минфину задачу не превысить в 2016 г. дефицит в 3% ВВП. По оценке главы министерства Антона Силуанова, Минфин выйдет на дефицит бюджета в 3,3% по итогам года при среднегодовой цене на нефть марки Urals в размере $40 за баррель.

При этом Минфин ранее говорил, что дефицит бюджета РФ в 2016 г. может быть до 4% ВВП при ценах на нефть около $32 за баррель. По подсчету первого замминистра финансов РФ Татьяны Нестеренко, пока Минфин выходит на дефицит 3,4% с учетом всех новых предположений по бюджетной оптимизации.

Возможности для экономики РФ

ЦБ РФ может возобновить снижение ключевой ставки, но повышение ставки ФРС США ограничит смягчение денежно-кредитной политики (ДКП), говорится в заключительном заявлении МВФ по завершении миссии 2016 года.

"В денежно-кредитной политике ключевая ставка обоснованно сохраняется неизменной с августа 2015 года. Однако процесс нормализации денежно-кредитной политики может быть возобновлен, поскольку инфляция снижается и инфляционные ожидания продолжают сокращаться. Кроме того, улучшение внешней позиции ограничивает потенциальное давление на обменный курс в сторону его ослабления, которое может подстегнуть инфляцию", - говорится в документе.

Тем не менее, в МВФ полагают, что смягчение ДКП российского ЦБ должно быть постепенным, с учетом волатильности цен на нефть, неопределенности в отношении политики правительства в области доходов на предстоящий период и динамики заработной платы. "Кроме того, ужесточение экономической политики в США или неустойчивость ситуации в странах с формирующимися рынками может ограничить возможности центрального банка по смягчению курса политики", - говорится в заключении МВФ. 

В заявлении МВФ говорится, что Россия может диверсифицировать экономику благодаря более конкурентному обменному курсу.

"У России есть возможность диверсифицировать экономику благодаря более конкурентному обменному курсу. Однако вышеназванные макроэкономические рекомендации необходимо осуществлять в сочетании с реформами, способствующими перенаправлению ресурсов в сектор торгуемых неэнергетических товаров. В этой связи важное значение будут иметь инициативы в области торговой интеграции с целью расширения доступа к рынкам для экспортеров", - говорится в заключении МВФ.

В ноябре 2014 г. Банк России завершил переход к плавающему курсу рубля, демонтировав с 10 ноября 2014 г. валютный коридор, существовавший в разных формах в течение почти 20 лет - с 1995 г.

С начала 2016 г. динамика рубля оказалась одной из лучших среди других валют развивающихся стран. Так, курс доллара к рублю с начала нынешнего года снизился на 8%, евро - на 5,5%. При этом от максимумов января доллар упал к настоящему моменту на 22,4%, евро - на 20%.