МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступает за дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов РЖД, заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев.
"Мы, как и Минэкономразвития, солидарны и сторонники только одной модели - "инфляция минус". Поскольку сейчас прогнозируется инфляция менее 5%, соответственно, то индексация тарифов РЖД должна быть также по принципу "инфляция минус", то есть должна быть меньше, чем 4,9%. Это позиция общая. Что касается дифференциации, она необходима", - сказал Артемьев.
Он уточнил, что сегодня по железным дорогам часть грузов перевозится в убыток, а этого быть не должно, так как любая коммерческая деятельность должна быть окупаемой.
"Они хотя бы должны выходить в ноль или в плюс единицу, но нельзя возить себе в убыток и заниматься перекрестным субсидированием одних отраслей за счет других. Вообще это задача правительства Российской Федерации, ну и собственников, конечно, прежде всего. Поэтому мы выступаем за то, чтобы повышение, которое будет дозволено правительством произвести РЖД, было реализовано через дифференцированный подход", - добавил Артемьев.
Ранее на этой неделе о возможной дифференциации железнодорожных тарифов по классам грузов в 2017 году сообщил президент ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров.
Глава РЖД отметил, что на сегодняшний день у компании есть ряд направлений и грузов, перевозки которых убыточны, например, это перевозки угля на расстояние свыше 3 тыс. км. Говоря о вариантах индексации грузовых тарифов на следующий год, он отметил, что основной задачей является компенсация затрат на перевозки низкодоходных грузов.
Одной из основных характеристик действующего тарифного прейскуранта является наличие базового уровня тарифа и так называемого тарифного коридора, позволяющего РЖД вводить коэффициенты к тарифам на перевозку отдельных видов грузов, а также разделение всех грузов на классы.
К первому тарифному классу относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Это низкодоходные, "социально значимые" уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и другие стройматериалы. Их перевозка производится по заниженным расценкам.
Ко второму классу (перевозится по себестоимости) относятся остальные грузы с долей транспортной составляющей от 10% до 15%, в том числе нефть, удобрения, зерно и грузы в контейнерах.
К третьему классу относятся грузы с транспортной составляющей менее 10% - черные и цветные металлы, металлолом, машины и оборудование, бумага и химикаты. Их перевозят по повышенному тарифу, чтобы компенсировать перевозки первого класса.
В текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, при этом была поставлена задача не допустить фактического роста ставки выше 7,5%.