Сбербанк намерен создать российский аналог Alibaba
Как сообщает "Коммерсантъ", банк планирует на основе своих ресурсов построить "национальную экосистему" по примеру крупнейших мировых компаний в сфере интернет-коммерции
МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Сбербанк предлагает построить на основе своих ресурсов и инфраструктуры "национальную экосистему" по примеру крупнейших мировых компаний в сфере интернет-коммерции - например, китайской Alibaba Group, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, знакомые с планами банка.
Один из них утверждает, что соответствующую презентацию планировалось рассмотреть на совещании по электронной торговле у президента РФ Владимира Путина. Проект должен был представить президент, глава правления Сбербанка Герман Греф. В пресс-службе Сбербанка вопросы о презентации не комментируют. С пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым связаться не удалось.
Под экосистемой Сбербанк имеет в виду сеть организаций, создающихся вокруг единой технологической платформы и пользующихся ее услугами для формирования предложений клиентам и доступа к ним. Примеры крупнейших таких экосистем - американские Google, Amazon, Facebook, китайские Tencent и Alibaba.
В РФ объем экономики такого проекта может достичь 65 трлн руб. (или 27% выручки российских компаний) к 2025 году. Сбербанк располагает широкой клиентской базой, собственной технологической платформой, аналитикой и достаточными средствами для инвестиций для построения системы, говорит источник, знакомый с тезисами презентации. Система может покрыть ряд наиболее крупных отраслевых групп, считают в банке: потребительские товары, недвижимость, образование, здравоохранение, путешествия и отдых, телекоммуникации, госуслуги, разработку софта и приложений, бизнес-услуги, строительство, производство, финансовые сервисы.
Вероятные партнеры проекта
Один из сценариев строительства экосистемы предполагает реализацию силами Сбербанка, другой - партнерство с крупной российской интернет-компанией, например "Яндексом" или Mail.ru Group, третий подразумевает привлечение в качестве стратегического партнера иностранной, скорее всего китайской, компании.
По прогнозу Сбербанка в презентации, к 2025 году на экосистемы придется около 30% глобальной выручки организаций и более 40% их глобальной прибыли. При этом Китай, возможно, уже обогнал США в этой сфере за счет ряда уникальных условий. Среди них "огромный внутренний рынок с высоким использованием интернета" (52,2% в 2016 году), быстрый экономический рост и большое количество производителей, благоприятное регулирование, а также низкая развитость физической инфраструктуры, включая проникновение сетевых ритейлеров и количество банковских точек обслуживания.
В Mail.ru Group и "Яндексе" не стали комментировать предложения Сбербанка. Глава российского представительства Alibaba Group Марк Завадский отметил, что группа открыта к любым предложениям и рассматривает возможность тесной работы в России вместе с одним или несколькими стратегическими партнерами.
Alibaba Group - китайская частная компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Группа обладает собственной электронной платежной системой Alipay, а также управляет интернет-магазинами Taobao и AliExpress. Около 22,5% интернет-холдинга принадлежит американской Yahoo, 34,3% - японской SoftBank, 8,9% - у Джека Ма.