10 ноября 2016, 12:00

Эксперт: торговый порт Махачкалы имеет колоссальные перспективы развития

Дмитрий Рогулин/ ТАСС
Советник главы Республики Дагестан Камиль Ланда высказался за создание канала от Каспийского моря до Персидского залива

Дагестан является значимым субъектом Каспийского региона. Он сможет сыграть важную роль в укреплении экономических и культурных связей РФ с прикаспийскими государствами и странами Кавказа, а также решить проблемы использования Каспийского моря. О перспективах развития Махачкалинского торгового порта и проблеме неопределенного статуса Каспийского моря рассказал ТАСС советник главы Республики Дагестан Камиль Ланда.

"При использовании возможностей моря во благо республики (транзит по морскому пути, биоресурсы, разработка нефтегазовых месторождений, транзит углеводородов) Дагестан не только перестанет быть дотационным субъектом, но и, получив мощный импульс экономического роста, может стать республикой-донором, как это было еще 30–40 лет назад. Во времена Советского Союза железная дорога в Дагестане работала днем и ночью. По дагестанскому маршруту проходило большое количество транспортных нефтяных эшелонов, пассажирских поездов, работала автомобильная дорога, где осуществлялись в том числе и международные перевозки. Этот маршрут передвижения товаров и населения был достаточно развитым", — сообщил Камиль Ланда. 

После распада СССР транспортный товарооборот, проходящий по маршруту "север—юг", который шел с Ближнего Востока в Россию и Европу, был перенаправлен через Турцию.

"Мы потеряли огромное количество финансов, и в случае восстановления хотя бы 80% того, что было в Советском Союзе, мы бы могли отказаться от дотаций из федерального центра", — заявил советник главы республики. 

Морской порт Дагестана — единственный незамерзающий морской порт России, он имеет колоссальные перспективы развития. С приобретением статуса международного порта перед Россией открылись бы новые экономические, торговые и транзитные возможности. 

"В этом плане Астрахань работает более активно, чем Махачкала. Республика надеется, что федеральные органы власти и президент РФ будут способствовать усилению республиканского влияния в регионе, передав из центра в Дагестан полномочия на ведение экономической деятельности на Каспии. Мы не можем полноправно использовать те возможности, которые есть в Каспийском регионе. Для использования республикой имеющихся возможностей необходимо желание федерального центра. Мы не можем влиять даже на передряги, связанные с заменой руководителя порта. Республика вынуждена наблюдать со стороны, являясь заложником происходящего", — прокомментировал Камиль Ланда. 

Недавно состоялась встреча Рамазана Абдулатипова с представителями Ирана, на которой обсуждалось торгово-экономическое развитие региона, а также сотрудничество Республики Дагестан с Исламской Республикой Иран. Планируется восстановить паромное сообщение Астрахань—Баку с остановками в Махачкале и Дербенте. Это сможет благоприятно повлиять на туристическую привлекательность региона.

"Было бы важно восстановить Шелковый путь, который проходил через нашу республику. Например, на данный момент, чтобы перевезти товар из Санкт-Петербурга или Европы в Мумбай (Индия), нужно сделать огромный круг через Суэцкий канал (Египет). Если будет работать дорога через Махачкалинский порт, через нашу железную дорогу, это сократит время перевозок на 12–15 дней. Тем самым уменьшатся и финансовые расходы как для производителей, так и для перевозчиков. Снизится стоимость товаров для покупателей", — заявил эксперт.

По мнению Камиля Ланды, проблема реализации этих проектов заключается еще и в том, что не решен вопрос правового статуса Каспийского моря. Это тормозит решение других важных проблем.

"Например, создание Организации экономического сотрудничества на Каспии (ОЭСК), через которую можно было провести любые экономические проекты в Каспийском регионе. Надгосударственное образование, способствующее развитию региона, есть на Черном море. Там существует Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Существует Дунайская конвенция, в которую входит 17 государств, где представители разных стран договорились, как использовать Дунай с выгодой для всех государств. На базе озера Виктория есть организация, объединяющая прибрежные государства. Во всем мире на крупных водоемах, где соприкасаются несколько стран, есть подобные организации. Единственный в мире водоем, где подобной организации нет, — Каспийское море", — пояснил эксперт. 

Советник главы Республики Дагестан также сообщил, что такую организацию необходимо создать и на Каспии, однако помехой будет являться неопределенный статус моря.

Если Каспийское море признать озером, то это будет невыгодно каспийским странам. Это предполагает разделение водоема на сектора. Страны Каспия получат право пригласить в свои территориальные воды военно-морские суда других государств. Не секрет, что западные страны очень этого хотят

"Если его признать морем, то по существующим международным стандартам расстояние от берега в глубь моря должно быть 200 миль, как береговая зона государства. Если исходить из этих расчетов, то ширина Каспия не позволяет использовать эти параметры. Если же признать озером, то это будет невыгодно каспийским странам. Это предполагает разделение водоема на сектора. Страны Каспия получат право пригласить в свои территориальные воды военно-морские суда других государств. Не секрет, что западные страны очень этого хотят. В 2017 году в Астане намечено мероприятие, в ходе которого планируется определить статус Каспийского моря. Если переговоры пройдут успешно, то следующим этапом будет создание организации экономического сотрудничества Каспийского моря. Это, безусловно, скажется на успешном развитии стран прикаспийского побережья", — объяснил Ланда.

По мнению эксперта, идеальным развитием событий было бы создание канала от Каспийского моря до Персидского залива, для чего потребуется проделать огромную работу. 

"Есть и другие перспективные предложения для Каспийского региона, так как Каспийский бассейн — один из крупнейших мировых центров добычи углеводородов. На долю пяти прикаспийских государств приходится не менее 20% мировых запасов нефти и не менее 40% мировых запасов газа (по данным — British Petroleum). Иран, в свою очередь, выступал за создание "Каспийской ОПЕК", — рассказал эксперт.

"Представители компании ЛУКОЙЛ предлагают создать на территории России, а в данном случае на территории Дагестана, своеобразный "энергетический союз" в виде газового хаба каспийских государств. То есть весь газовый потенциал, который идет из Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Ирана, сосредотачивается на этом хабе и отсюда распределяется по договоренности в разные страны мира. Реализация данного проекта была бы для Дагестана экономическим прорывом", — сообщил Камиль Ланда.