Премиальные модели автомобилей не уйдут с российского рынка из-за введения требования об обязательной установке системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в новых машинах, продающихся в России с 1 января 2017 года. Цены на бюджетные модели из-за новых требований вырастут, но незначительно.
Автомобильный "черный ящик"
С 1 января 2017 года, согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", все новые выпускаемые автомобили должны сходить с конвейера, оснащенные системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Ее суть — во время движения автомобиль принимает сигнал спутника ГЛОНАСС и передает свои координаты. Пока с автомобилем и его водителем все в порядке, система находится в "спящем режиме" и никто не может отследить координаты транспорта. "Просыпается" "ЭРА" или от нажатия на кнопку SOS, или в автоматическом режиме от срабатывания датчиков подушек безопасности или встроенного акселерометра, а также при фронтальном и боковом ударах или перевороте авто. После этого система, в которую встроена обычная сим-карта, пытается дозвониться в контакт-центр по линии сотовой связи (звонок бесплатный и возможен в сетях всех российских операторов) или, если сигнал сети плохой, отправляет СМС-сообщение с координатами автомобиля, его маркой, моделью, цветом и даже VIN-номером, а также с данными о скорости и величине ударных перегрузок. Оператор контакт-центра попытается связаться с людьми, которые находятся в машине, а если это не удастся, отправит по координатам спасательные службы. Эксперты уверены: система на 30% сократит время между аварией и прибытием экстренной помощи и спасет тысячи жизней.
Бить или не бить
При всех очевидных достоинствах системы, которая выводит Россию в лидеры на мировом рынке (аналогов у "ЭРА-ГЛОНАСС" пока нет, хотя с 1 января 2018 года на территории Евросоюза заработает комплекс eCall с аналогичным функционалом), ее обязательное внедрение вызвало возмущение и даже панику. Дело в том, что для того, чтобы ставить "ЭРА-ГЛОНАСС", нужно, чтобы система прошла испытания и получила сертификат. Устройство должно сработать при фронтальном и боковом ударах, а также после переворота автомобиля. Кроме того, систему проверяют на соответствие госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и качество звука. Для прохождения краш-тестов испытатели безжалостно бьют два новеньких автомобиля (а со следующего года будут бить три!). Помимо стоимости трех машин, завод вынужден оплатить и услуги испытателей.
По мнению авторитетного автомобильного эксперта Игоря Моржаретто, сама система "ЭРА-ГЛОНАСС" добавляет к цене автомобиля не много, но сертификация очень сложная и дорогая. Покупателям относительно дешевых (до 1 млн рублей) и популярных автомобилей волноваться не стоит. "Если брать машины массового сегмента, то их цена вырастет незначительно — прибор и датчики стоят около 5 тыс. рублей. Да, там дорогие испытания, но что касается бюджетных автомобилей, они обходятся где-то в 100–150 тыс. долларов", — рассказал Моржаретто. За счет большого количества проданных авто, цена на каждый экземпляр вырастет незначительно. По-другому дело обстоит с люксовыми автомобилями, цена которых исчисляется десятками миллионов рублей, ведь даже разбить три такие машины — недешевое удовольствие. Компании, которые продают в России мало машин, просто не будут сертифицировать свою продукцию — им это будет невыгодно. "Уже несколько компаний вывели с рынка несколько моделей. Безусловно, часть автомобилей уйдет. BМW уже приняла решение увести с рынка часть моделей (BMW 4-й серии, включая М4, кабриолеты 6-й серии, включая М-версии, а также i8, M3 и автомобили 5-й серии GT. — Прим. ТАСС)", — уверен эксперт.
Отсрочка от "ЭРЫ"
Впрочем, существует и лазейка для некоторых автопроизводителей. В пресс-службе Росстандарта сообщили, что одобрение типа транспортного средства (ОТТС) необходимо проводить в отношении новых моделей авто с 2015 года. При этом максимальный срок действия ОТТС — 3 года. Это значит, что есть возможность еще год продавать несертифицированные автомобили некоторых моделей. Однако далеко не все стремятся воспользоваться этой лазейкой.
Массовая сертификация
В мае 2016 года заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов сообщил, что до конца года испытания могут пройти порядка 50 автомобилей. В реальности было испытано в четыре раза больше — 218 моделей 66 автомобильных брендов. Эту информацию сообщил заместитель генерального директора ФГУП "НАМИ" Денис Загарин: "Официально могу сказать, что сертификацию прошли автомобили марок Ford и Kia, они сами об этом сообщили. Но на самом деле в испытаниях приняло участие гораздо больше машин — их марки я сообщить не могу, так как это коммерческая тайна. Но могу со всей ответственностью заявить: среди испытанных автомобилей есть и ведущие люксовые и спортивные модели". По его словам, испытания проходят машины со всего мира.
В числе авто, уже прошедших испытания, есть, например, модели под брендом Bentley. "Мы осуществляем все необходимые действия, чтобы наши автомобили соответствовали требованиям законодательства. Внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в наши автомобили отразится на стоимости производства, так как в автомобили должны быть установлены дополнительные компоненты. Однако финальное ценообразование зависит от конкурентной среды и от развития рыночной ситуации", — прокомментировали в пресс-службе компании Volkswagen Group, которой принадлежат бренды Bentley, Lamborghini, VW, Audi и Skoda. В то же время некоторые автодилеры опасаются, что некоторые производители не будут сертифицировать свои авто. "Компании, которые продают в России мало машин, скажем, 100 машин в год, не будут сертифицировать свою продукцию, им это слишком дорого. Другим же компаниям придется пройти испытания, чтобы не потерять российский рынок", — считает генеральный директор автосалона "Брабус-Москва" Сергей Бусыгин. Он уверен, что клиент, желающий приобрести эксклюзивный спорткар или уникальный джип, сможет это сделать и после 1 января 2017 года: "Найдутся те, кто будет завозить эти машины нелегально".
Виртуальный краш-тест
Игорь Моржаретто надеется, что Россия может пойти по европейскому пути и смягчить требования к испытаниям. По словам эксперта, в Евросоюзе в рамках аналогичных испытаний системы eCall разрешили автозаводам проводить виртуальные компьютерные краш-тесты дорогих и нишевых автомобилей в обмен на гарантию работоспособности системы. В свою очередь, Денис Загарин уверен, что требования по сертификации системы eCall еще не разработаны, и сообщает, что для российских автомобилей соседи по континенту пока выстраивают барьеры. "Очень много вопросов по самому законодательству, и требования больше. Европейцы не принимают российские документы. РФ в свою очередь на уровне ООН предложила единое правило для стран Женевского соглашения. И сейчас принятие правила задерживается из-за проблемы согласования с ЕС".
Самоделкам дадут шанс
Вопросы вызывает и процесс сертификации автомобилей, существующих в нескольких экземплярах, например, самодельных машин. "Пока нет прямой возможности сертифицировать, но изменения возможны. Например, существует ГОСТ для "ЭРА-ГЛОНАСС" для вторичного рынка. Вопрос требует проработки", — уверен Загарин. С ним согласен и Моржаретто, но он думает, что решение проблемы будет другим: "Сейчас идет речь о том, чтобы изменить закон о регистрации, где планируется вписать пункты, касающиеся отдельной регистрации спортивных, эксклюзивных и ретроавтомобилей. Для них будут специальные номера. Возможно, это будет касаться и системы ГЛОНАСС".