20 ДЕК, 20:28

Эксперты: массовое употребление "Боярышника" - результат акцизной политики

Негативную роль в этой истории, по мнению экспертов, также сыграла слабая просветительская деятельность в области культуры потребления алкоголя

МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Приверженность большого числа россиян к употреблению непищевых спиртосодержащих жидкостей, которая привела к массовому отравлению "Боярышником" в Иркутске, стала следствием жесткой акцизной политики государства, считают опрошенные ТАСС эксперты и участники рынка. Негативную роль в этой истории также сыграла слабая просветительская деятельность в области культуры потребления алкоголя, уверены они.

Первые сообщения об отравлениях в Иркутске стали поступать 18 декабря. Пострадавшие употребляли непищевую жидкость "Боярышник", содержащую метиловый спирт, который действует на организм как яд. Как выяснилось, некоторые пострадавшие годами употребляли подобные жидкости, однако ранее в них присутствовал этиловый, а не метиловый спирт. Употребление этой жидкости, согласно последним данным регионального Минздрава, унесло жизни 58 человек. Сейчас врачи борются за жизни еще 38 жителей Иркутска. Всего же пострадали почти 100 человек.

Причины и следствие

Проблема, уверен глава производителя вин "Абрау-Дюрсо" Павел Титов, в информационном поле и доступности продуктов: постоянные подъемы акцизов и зарегулированность отрасли точно не помогает ситуации. "Не только в нашей стране медицинские или моющие средства производятся с содержанием спирта, но что-то я не слышал об отравлении "Боярышником" в Италии", - отметил Титов в беседе с ТАСС.

По его мнению, стоимость легального алкоголя увеличивают высокие акцизы, которые изменяются спонтанно, а также необходимость установки оборудования для ЕГАИС (автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Росту потребления непищевого или нелегального алкоголя также способствует ужесточение законодательства в сфере розничной торговли алкоголем.

"Сейчас мы пожинаем плоды чрезмерного усложнения. Мы перегнули палку. Сократилось количество магазинов, сократилось количество мест, где можно купить алкоголь легально, сократилось время (продажи алкоголя - прим. ред.). В результате это подтолкнуло народ, который пьет черт знает что. Все-таки разумная доступность должна быть, она бы способствовала тому, чтобы за "Боярышником" не гонялись. Скорее всего, в Иркутске была куча запретов, и народ начал искать выходы. И нашел", - уверен член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин.

Непищевая спиртосодержащая продукция не облагается акцизами и, соответственно, стоит дешевле легального алкоголя. А ведь именно недоступность качественного продукта как финансовая, так и физическая толкает людей на распитие различных спиртосодержащих жидкостей, поясняет менеджер по корпоративным коммуникациям Diageo (британский производитель алкоголя под брендами Johnnie Walker, Smirnoff, Baileys, Captain Morgan и другие) Дарья Боброва.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям "САН ИнБев" (производитель пива) Ораз Дурдыев согласен, что именно высокие акцизы на легальный алкоголь выступают драйвером роста рынка теневого алкоголя и спиртосодержащих жидкостей. "Это (высокие акцизы) делает эту (легальную) категорию все менее доступной для населения и приводит к переключению на контрафактные спиртосодержащие жидкости и суррогаты, произведенные в домашних условиях. Все производители алкоголя, в том числе производители пива, безусловно, заинтересованы в обелении рынка", - сказал Дурдыев.

Масштаб бедствия

По оценке руководителя Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, россияне в год выпивают 250 млн литров кустарного самогона, 170 млн литров аптечных настоек и 425 млн литров спиртосодержащих жидкостей. В целом рынок такого "алкоголя" оценивается в 89,5 млрд рублей.

Нелегальный алкоголь употребляют не менее 20 млн россиян, подчеркнул Дробиз.

С другой стороны, после введения ЕГАИС (2006 год) доля нелегального алкоголя, предназначенного для пищевого употребления, сокращается. По информации Росалкогольрегулирования, доля нелегальной водки на российском рынке сократилась с 20% до 7,7%. Однако эта тенденция не затрагивает рынок непищевых жидкостей, к которым относится средство для ванн "Боярышник", которое и стало причиной массового отравления жителей Иркутска.

"Это была не настойка боярышника, как пишут, а добавка в ванну. Это техническая жидкость, то же самое, что в свое время денатурат пили и травились. Вопрос о том, сколько такого "алкоголя". Если посчитать спиртосодержащие жидкости, то это вообще: тормозная жидкость на основе спирта, жидкость для протирания, незамерзайка. Куча всего", - отметил Небольсин из "Опоры России".

Что делать

Для борьбы с употреблением непищевых спиртосодержащих жидкостей необходим целый ряд мер, считают эксперты.

"Необходимы комплексные меры со стороны государства: взвешенная акцизная политика и гармонизация акцизных ставок, создание комфортных условия ведения бизнеса для производителей легального алкоголя, а также повышение эффективности правоприменительной практики", - рассказал Дурдыев.

Небольсин же подчеркивает, что производство и оборот спиртосодержащих жидкостей должны контролироваться государством. В то же время, нужно снижать нагрузку на производителей легального алкоголя.

"Нужно ужесточать оборот спиртосодержащих жидкостей, но при этом поощрять легальные места (для продажи алкоголя - прим. ред.). Легальные места каждый год принимают на себя все больше ограничений. Естественно, оборот (спиртосодержащих жидкостей) надо ставить под контроль, но чтобы не получилось, что под эту кампанию, которая сейчас пойдет - "все запретить, все закрутить", попали производители законного алкоголя. Речь идет именно о дешевых настойках. Целый год уже говорят о том, чтобы взять под контроль всю спиртосодержащую жидкость", - отметил Небольсин.

В свою очередь гендиректор "Абрау-Дюрсо" отметил важность информационной политики, которая должна способствовать формированию культуры употребления алкоголя. При этом речь идет не только о рекламе легального алкоголя, в частности, вина. "Информационное поле - это не должна быть просто реклама. Это должна быть поддержка государственных агентств, которая бы доносила информацию о российском вине. Прямую рекламу никто из маленьких производителей не может себе позволить", - резюмировал Титов.

Читать на tass.ru
Теги