17 февраля 2017, 10:41

"Роснефть" и "Транснефть" разошлись миром

Евгений Курсков/ ТАСС

Компании заключили соглашения по прокачке нефти и нефтепродуктов на 2017 год на общих для всех грузоотправителей условиях

МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Нефтяная компания "Роснефть" и трубопроводная монополия "Транснефть", с конца 2016 года спорившие об условиях транспортировки нефти, пришли к компромиссу и заключили соглашения по прокачке нефти и нефтепродуктов на 2017 год на общих для всех грузоотправителей условиях.

Таким образом, компаниям удалось разойтись миром и урегулировать острую ситуацию в досудебном порядке. При этом они обратились в Минэнерго для разработки новых нормативов потерь.

Начало конфликта

В прошлом году между "Роснефтью" и "Транснефтью" возникли разногласия относительно разработки методики учета технологических потерь нефти в трубопроводах по фактическому уровню и о порядке компенсации грузоотправителям нефти. 17 ноября 2016 года "Транснефть" направила в "Роснефть" подписанный со своей стороны договор об оказании услуг по транспортировке нефти на 2017 год. "Роснефть" его не подписала, указав, что необходимо привести документ в соответствие с требованиями закона. "Транснефть" предлагала подписать отправленный договор, указав, что "в случае несвоевременного подписания договоров на 2017 год вправе отказать "Роснефти" в предоставлении услуг в январе 2017 года".

"Роснефть", в свою очередь, выразила опасение, что отсутствие между сторонами договора, а также возможный отказ "Транснефти" в прокачке нефти "Роснефти" может привести к остановке деятельности компании, так как ежедневно по системе магистральных нефтепроводов "Транснефти" обеспечивается транспортировка до 1,3 млн тонн топлива по договору.

Публичным конфликт стал в конце декабря, когда "Роснефть" обратилась в суд с просьбой принять обеспечительные меры, чтобы не допустить остановку прокачки. На момент подачи исков обе компании не заключили договора на 2017 год. Суд в конце декабря встал на сторону "Роснефти" и по ее заявлению запретил "Транснефти" останавливать транспортировку нефти с января в отсутствие договора. В начале 2017 года суд принял к производству иски "Роснефти" и подключившейся к спору "Башнефти", назначив рассмотрение заявлений на начало марта.

Также "Роснефть" обратилась по предмету спора в ФАС и, как сообщали СМИ, к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. Начальник управления топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин накануне сообщил ТАСС, что ведомство продлило срок рассмотрения заявления "Роснефти", но направило ответ на соответствующее поручение Медведева. В целом, пояснил он, позиция ФАС по этому вопросу подготовлена, но требует уточнения некоторых деталей. ФАС обещает сообщить свою позицию позднее.

Суда не будет

Однако, как следует из заявлений компаний и материалов суда, судебных разбирательств не будет. "Роснефть" подала в арбитраж заявление, в котором указывается, что компания отказывается от иска к "Транснефти". "Роснефть" также подтвердила факт заключения мирового соглашения по иску "Башнефти" к трубопроводной монополии.

В результате двусторонних консультаций "Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год. Как сообщил официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин, договоры подписаны "на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей".

При этом источник, знакомый с ситуацией, сказал ТАСС, что договоренность по вопросу нормативов потерь при транспортировке нефти является компромиссом сторон. При этом, по его словам, "нельзя сказать, что договор о транспортировке нефти "Роснефтью" был заключен на условиях "Транснефти". "Текущий норматив остается тем же, но существует обязательства по снижению нормативов, которое должно быть выполнено за счет модернизации трубопроводной системы до 2020 года", - добавил он.

Слово за Минэнерго

Компании также обратились Минэнерго для разработки новых нормативов. Как сообщил Демин, "Транснефть" и "Роснефть" договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов. Кроме того, стороны совместно обратились к министру Александру Новаку для активизирования работы в рамках созданной Минэнерго комиссии по разработке и утверждению новых нормативов.

Демин отметил, что долгосрочной программой развития "Транснефти" к третьему кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь (рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 года) до уровня 0,12%. По его словам, "Транснефть" реализует программу технического перевооружения, капремонта и модернизации резервуарного парка, чтобы последовательно снижать нормативные потери до среднесистемных показателей, рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 г. В частности, ко второму кварталу 2018 года их планируется снизить до 0,11%, к четвертому кварталу 2020 года - до 0,09%.

Демин пояснил, что для "Роснефти" показатели нормативных технологических потерь планируются к третьему кварталу 2017 года на уровне 0,14%, ко второму кварталу 2018 года - 0,12%, к четвертому кварталу 2020 года - 0,10%.

В Минэнерго пока не комментируют этот вопрос.