18 сентября 2017, 18:29

"Могу купить четверть квартиры": как российские дети инвестируют в криптовалюты

Участники викторины "Цифровая экономика. Поколение Z". Сергей Бобылев/ ТАСС
Участники викторины "Цифровая экономика. Поколение Z"
Они называют себя "новыми гиками", мечтают хорошо зарабатывать, и огорчаются, когда их таланты списывают на "поколение Z". Ведь не все подростки, как они, покупают и создают свою криптовалюту

— Однажды я не мог вывести деньги с криптобиржи и потерял большую сумму. Ну как потерял? Не заработал на росте биткойна — биржа ушла в офлайн на несколько дней из-за проверок американских служб. Когда вернулась — и курс вернулся на прежний уровень. Тогда у меня было, если в пересчете на рубли, около 150 тысяч, а мог подняться до 500 тысяч.

16-летний Егор Уваров — из Санкт-Петербурга. Рослый школьник, одетый в строгий костюм-тройку, выглядит старше. Возможно поэтому, когда рассказывает про потери на бирже, — это не режет слух. Егор жестикулирует, будто чертит в воздухе график: здесь "то, что есть", а там — вверху — "то, что не заработал". Его товарищи, которые "в теме криптовалют", — Саша (17 лет) и Ерлан (16 лет) — серьезно кивают.

— Сильно злился?

— Я выпускал пар — бегал. Много бегал, — теперь уже по-детски объясняет Егор. — Ничего, все впереди, я еще заработаю.

Такие разговоры в перерыве ведут подростки — участники детской всероссийской викторины "Цифровая экономика. Поколение Z", прошедшей в субботу в московской "Хорошколе". Это школа-гимназия, построенная на деньги главы Сбербанка Германа Грефа, которая открылась 1 сентября, и конкурс для "цифровых" детей — первое большое событие.

"Это риск, но пока у меня все хорошо"

Организаторы — телеграмм-канал @blockchainrf — объявили о викторине в августе, участвовать приглашали школьников от 11 до 17 лет, которые "имеют опыт создания цифровых проектов на базе нейросетей и блокчейна и владеют инвестпортфелем из нескольких криптовалют". Кажется, звучит нереально — школьники с криптовалютами, но за три дня пришло 50 заявок со всей России. На конкурс отобрали 7 участников.

В жюри — Герман Греф, Наталья Касперская, президент компании InfoWatch, представители Агентства стратегических инициатив. Детей поделили на две команды (3 и 4 человека) "синие" и "красные". Они соревновались, отвечая на вопросы о криптовалютах, работе чат-ботов, блокчейне и биометрии. Выиграли "красные", но победа, говорят, не главное. Интересно встретиться со своими и увидеть медийных бизнесменов.

— Особенно Грефа, — радуется Егор. Кивает в сторону зала, где глава Сбербанка только что шутил: "Страшно подумать, чего бы я добился, если бы в вашем возрасте разбирался в блокчейне".

— Когда отец объяснил мне, что надо инвестировать деньги, мне было 13–14 лет. Я купил акции Сбербанка и "Мечела", — продолжает школьник. — Почему акции? Отец так вкладывает. Он занимается бизнесом — импортом продуктов, но интересуется инвестициями. А скоро я подумал: "Криптовалюта — это же очень круто!" Продал акции — вышло немного больше 20 тысяч рублей, перевел в криптовалюту. Это риск, но пока у меня все хорошо".

Теперь Егор дает отцу советы о финансах.

— Папа меня приучал к труду. Я у него на складе работал однажды на каникулах — клеил обертки на банки с консервами. Он готов меня учить бизнесу, но я ему уже потихоньку объясняю, что зарабатывать можно не только так.

На вопрос о мечте школьник-трейдер пожимает плечами. Есть цели — стать ученым, каким — еще не определился. А вернее, говорит, привлекать инвестиции в науку, дать работу тем умным ребятам, которые почему-то не догадываются вкладывать и приумножать.

"Многие мои сверстники никак не инвестируют", — Егор говорит огорченно, ему явно не по душе такое легкомыслие. При этом он не верит в популярные мифы о "Поколении Z" — совсем другом, очень серьезном и "без мечты".

— Разные люди есть, — настаивает мальчик. — И у меня в поколении есть продвинутые и серьезные ребята, а есть "овощи", и в старших — те, кто интересуется новым, хочет развиваться.

Новый вид буржуйства

Грише Соколову — 14, он из Москвы, спортивный и длинноволосый подросток в толстовке с надписью "Stand out from the crowd" ("Выделяйся из толпы"). Себя называет гиком, точнее, "гиком нового времени".

— Это когда человек понимает технологии, но не зациклен только на них, а может общаться, организовывать. Сейчас многие люди не разбираются в технологиях, но управляют такими проектами. Это неверно. Я думаю, что пойду в организаторскую работу, в бизнес.

Деловито перечисляет свои активы: биткойн, зерокеш. "Из крупных — все, есть много маленьких, но я их не помню".

В криптовалюты вкладывал по 100–200 рублей с карманных денег, не ради заработка, ради интереса. "Если бы я хотел что-то купить в этой жизни... мне нужно было бы выходить в 2013 году".

Майнить (добывать биткойны) — не пробовал.

 

— Если ты ставишь дома маленькую ферму — несколько компьютеров — в квартире жарко, ты должен постоянно следить, и все это занимает место. Много уже не заработаешь. Если не готов вложить несколько миллионов и создать подстанцию дешевого электричества — смысла нет.

А еще часто майнят дома не продвинутые пользователи. "Покупают дорогую видеокарту, просто вызывают мастера и просят его настроить. На "Авито" много таких мастеров.

Если девушка в теме криптовалют, блокчейна — гик-герл, и при этом она достаточно привлекательная — это идеальный вариант.
Григорий Соколов

Такой майнинг — новый вид буржуйства — ты не учишься, не думаешь ни о чем".

Гриша думает. Например, хочет создать свою криптовалюту: "Она на нулевой стадии, но я ее придумал". Мечтает о путешествии по США. Еще рассуждает об идеальной подруге для продвинутого парня — гик-герл.

— Я хочу, чтобы у моей девушки был баланс между красотой и информированностью, — объясняет он.

"К 30–40 годам, думаю, буду лежать на яхте"

Ерлан Амантаев из Оренбурга — не гик, не нью-гик, и даже не технарь. Он мечтает о своей истории успеха — из тех мотивирующих историй, что расходятся в бизнес-сообществах в Facebook. В 13 лет мальчик прочитал Кийосаки "Богатый папа, бедный папа" и завертелось. Первое правило — деньги должны делать деньги — привело к криптовалюте. "Первая работа у меня была в 12 лет, я расклеивал объявления, вторая — в 13 лет — торговал яблоками. Накопил и завел банковский депозит… Потом узнал про криптовалюту и начал майнить".

Старенький компьютер с видеокартой на полтора гигабайта — больше не помощник в добыче биткойнов, слишком много ферм появилось. А года полтора назад Ерлан добыл "ноль-ноль-ноль-ноль-сотых…".

— В общем, рублей на 200–300 я добыл. А потом перестал майнить, просто вкладывал все деньги в криптовалюту. У меня уже около десяти видов: биткойны, эфир, трик…

У Ерлана простая семья. "Родители — обычные люди. Мама — библиотекарь, папа — механик. Им интересно, чем я занимаюсь, но я не привлекаю их в криптовалюту. Это рискованно, можно потерять все".

— Ты успешный инвестор? Или теряешь деньги?

— Всякое бывает — и в плюс, и в минус. Если брать за все время — я в плюсе. Процентов на 600!

— Уже можешь купить квартиру в Оренбурге?

— Пока только четверть квартиры.

Он делится с одноклассниками своими секретами успеха, но они не интересуются инвестициями. "Один мой друг хотел, но передумал. Побоялся. Остальным — все равно. Девушки? Ничего они про меня не думают, тоже все равно".

Сейчас Ерлан, как в книгах про бизнесменов с правильным мышлением, движется к большой мечте маленькими шагами. Рапортует: "Ставлю перед собой краткосрочные цели".

-– Я в детстве мечтал уехать на остров. Хотел яхту самую большую. Представлял, как выплываю на ней в океан и лежу там... К 30–40 годам, думаю, буду лежать на яхте.

Цифровая справедливость

Самый младший участник — 13-летний Лев Чижов из Санкт-Петербурга. Тоненький мальчик в очках — не из робких. Во время викторины бойко отвечал на все вопросы и не стеснялся спорить с жюри. Еще бы — у школьника не только свой инвестпортфель ("Купил эфир, пусть полежит несколько лет, он должен вырасти"), он уже пишет свою криптовалюту.

— Я разобрался с криптографией, почти написал структуру, где будет храниться информация о блоках, как там будет кешироваться, — уверенно перечисляет он. — Не-е-ет, еще не придумал, как она будет называться. Не знаю, когда будет готова.

Написать криптовалюту, говорит мальчик, можно за неделю, если больше ничем не заниматься. Лучше — за пару месяцев.

— Ее можно будет майнить. Я хочу, чтобы каждый человек майнил в равной степени. Пусть все деньги будут распределяться равномерно для всех людей, — придумывает он свою цифровую справедливость. — Если сравнивать с государством? В моей криптовалюте вовсе не будет государства, и будут майнеры. А пустят ли ее на биржу — не знаю, если владелец биржи решит, что она перспективная. У меня цель — не заработать. Хотя заработать на этом можно! Интересно сделать!

Анастасия Степанова