21 сентября 2017, 15:22

Ученый: опыт метро в Стамбуле указывает на возможность тоннеля под бухтой в Севастополе

Замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос отметил, что необходимо грамотно определить все риски

СЕВАСТОПОЛЬ, 21 сентября. /Корр. ТАСС Андрей Мединский/. Опыт прокладки по дну Босфора стамбульского метро показывает, что в Севастополе может быть построен тоннель по дну Севастопольской бухты, который свяжет cеверную сторону и основную часть Севастополя. Такое мнение ТАСС высказал замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос.

Ранее сообщалось, что на встрече президента РФ Владимира Путина с избранными губернаторами 20 сентября, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников сказал, что строительство тоннеля под Севастопольской бухтой обойдется в 5 млрд рублей. В эфире телеканала "Россия 24" он сообщил, что власти Севастополя ускорят работу по технико- экономическому обоснованию этого проекта.

"Опыт стамбульского метро по дну Босфора [пролив соединяет Черное море с Мраморным - прим. ТАСС] показывает, что это технологически возможно с высокой степенью безопасности", - сказал Георга-Копулос. Ученый пояснил, что при строительстве метро в Стамбуле на дно Босфорского пролива были уложены коробки, из которых и сформирован тоннель.

Он выделил несколько аспектов строительства будущего тоннеля: "во-первых, экологический, во-вторых, технологический, есть еще и другие аспекты, например, риски сейсмологии".

"Нужно грамотно определить все риски, которые есть, провести исследование на эту тему, правительство может зафиксировать эти исследования в рамках проектно-изыскательской документации. В принципе, при учете всех рисков, все это возможно", - сказал ученый.

Какие существуют риски

По мнению Георга-Копулоса, возникновение экологических рисков зависит от конструкции тоннеля. Он может либо пройти в толще суши (тогда никаких рисков экологии вообще не существует), либо быть построен по аналогии со стамбульским метро (тогда экологические риски есть).

"В Севастопольскую бухту впадает Черная речка - это постоянный приток пресной воды. Допустим, мы эту конструкцию кладем на дно, у нас появляется некая стена под водой, идет постоянный приток холодной пресной воды - это может создать риски, при которых начнется возникновение процесса многослойности (из-за илистого дна бухты - прим. ТАСС), застаивания, это может привести к сероводородному заражению Севастопольской бухты", - пояснил Георга-Копулос.

По мнению ученого, этот риск можно обойти, если высота такого искусственного барьера будет несущественной за счет того, что коробки будут уложены не на само дно, а в искусственно созданное углубление. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге часть автомагистрали Западного скоростного диаметра успешно уложена по дну судоходной части Невы.

Говоря о сейсмологии, Георга-Копулос отметил, что опыт строительства метро в турецком Стамбуле, где сейсмологическая обстановка хуже, чем в Крыму, показывает, что подобный проект возможен и в Севастополе с высокой степенью безопасности.

Обосновать технически

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в четверг сказал журналистам, что сейчас идет речь о технико-экономическом обосновании строительства тоннеля, поэтому пока рано говорить о таких его параметрах, как маршрут, глубина пролегания, и прочих.

"Как только мы технико-экономическое обоснование данного решения проведем, тогда мы будем готовы реализовывать этот проект. Безусловно, он важен, он позволит связать северную часть города и обеспечить доступность транспортную и логистическую связанность наших частей города. Тоннель мы будем делать только после того, как технико-экономическое обоснование покажет, что это техническое решение возможно и оно экономически обосновано. Готовность выделить средства из федерального бюджета, я так понимаю, есть", - сказал Овсянников.

Овсянников напомнил, что ранее уже рассматривалась возможность строительства такого тоннеля, например, при Украине, и технологических препятствий выявлено не было, но тогда это было признано нецелесообразным с экономической точки зрения.

Зачем строить тоннель

Сейчас северную сторону Севастополя и его основную часть связывает катерное сообщение через Севастопольскую бухту. В холодное время года из-за штормов рейд закрывается, а жители северной стороны добираются в центр на автобусах.

Несмотря на то, что в такие моменты количество автобусов увеличивается, закрытие рейда создает большие сложности для горожан.

Во-первых, потому, что значительно увеличивается время в пути, а, во-вторых, из-за большого количества людей автобусов не хватает, на остановках образовываются очереди, а в автобусах - давка. Появление тоннеля через бухту значительно улучшит транспортную доступность в Севастополе.