"Елки" бывают не только у актеров театров, фотографов и продавцов мишуры и хлопушек. Сервисные роботы, организаторы поздравлений Деда Мороза по скайпу и создатели приложений дополненной реальности тоже нарасхват в новогодние дни.
Дед Мороз вызывает… тех, кто скучает по России
Дед Мороз по скайпу стоит в два-три раза дешевле, чем Дед Мороз, который придет к вам домой с подарком, но такие заказчики ищут не экономии. "Чаще всего так поздравляют русских детей, живущих в других странах. В прошлом году мы звонили в Лондон, в Италию. Там другой герой — Санта-Клаус, а родители хотят, чтобы с ребенком поговорили наши Дед Мороз и Снегурочка", — объясняет Наталья Землянская, менеджер фирмы "Чародеи".
Дети, по ее выражению, "все в ноу-хау". Они учатся говорить позже, чем осваивают планшеты и телефоны, но в Деда Мороза верят. Надпись на экране ноутбука "Дед Мороз вызывает…" радует и трехлетних малышей, и 12-летних подростков. "Как не поверить? — удивляется менеджер. — Артисты не просто так звонят, готовятся. Родители нам все рассказывают: где ребенок учится, чем увлекается, с кем дружит, какие у него достижения, о чем мечтает. Одна девочка из Италии только сомневалась, говорит: "Я была у настоящего Деда Мороза в Великом Устюге". Наши артисты объяснили, что тот дедушка — самый главный, а они — его помощники. Про мечты артисты узнают еще из детских писем к Деду Морозу, которые нам передают родители".
Звонок длится десять минут, Дед Мороз и Снегурочка распевают с ребенком "В лесу родилась елочка…", хвалят его за хорошие отметки, победы в спорте, демонстративно разворачивают его письмо и исполняют новогоднее желание. "Айфоны, одни айфоны просят", — говорит Наталья. В конце беседы сказочные герои сообщают ребенку, что тот самый айфон уже ждет его под елкой.
"Один раз сотрудницы московской фирмы заказали такое поздравление для начальника, который был в командировке в Лондоне. Его письмо со списком желаний мы не видели, но "Елочку" с ним спели", — смеется Землянская.
Дед Мороз в другой реальности
Не обязательно выходить из комнаты, чтобы поехать к Деду Морозу в Великий Устюг, — можно надеть очки виртуальной реальности — и вперед. Или использовать приложение по дополненной реальности (как Pokemon Go).
"Мы выпускаем очки виртуальной реальности, но специально под них не писали новогодние приложения. Хотя такие точно есть на рынке, например, путешествие в Великий Устюг. Зато мы уже второй год делаем приложение для интерактивной открытки, которую придумала "Почта России", — рассказывает Игорь Мельников, руководитель стартапа Boxglass.
На первый взгляд, простая новогодняя открытка, но если скачать бесплатное приложение "Открытка Деда Мороза", запустить его и навести камеру смартфона на AR-метку, то статичная картинка превращается в 3D-анимацию: идет снег, качаются елки, подпрыгивает снеговик, Дед Мороз протягивает подарок детям. "В прошлом году картинка сопровождалась музыкой "В лесу родилась елочка", в этом — другим веселым мотивом. Главные герои — дед Мороз и собака — едут в машине с мешком подарков. Но пока мы держим видео в секрете", — уточняет Мельников.
Роботы в мишуре под елками
"Зимой у наших роботов "елки", — говорит Алексей Южаков, сооснователь пермоского стартапа "Промобот" (резидент "Сколково", выпускает антромопорфных роботов, которые умеют работать без участия человека — прим. ТАСС). — Пару раз в неделю люди звонят, чтобы узнать, как взять их на новогодний корпоратив. Мы всех отправляем к дилерам, специально для этого купившим у нас роботов".
Игорь Давыдов — один из дилеров в Москве. "Наши клиенты — крупные бренды, они часто проводят корпоративы в январе. В прошлом году роботы развлекали на новогодних вечеринках сотрудников "МедиаМаркт" и "Шнайдер Электрик".
Чтобы робот "влился" в атмосферу, его нужно обучить. "Этот робот, даже в заводской версии, умеет беседовать на любые темы, — объясняет Давыдов. — Для него не проблема — говорить всем: "С Новым годом, люди!", рассказывать стихи, произносить тосты. Речь об обучении корпоративной этике. Мы объясняем ему, чем занимается компания. Можно даже научить узнавать руководителей в лицо и обращаться к ним по имени-отчеству".
Завод-изготовитель, например, научил одну машину узнавать Владимира Путина. Когда президент посетил офис стартапа в Перми, робот протянул ему руку: "Здравствуйте, Владимир Владимирович". Но это сложно, по словам дилера, нужно "пичкать" машину кучей фотографий и видеороликов с участием нужного человека. А владельцы даже крупных фирм не так популярны, как Путин.
"В прошлом году дилеры еще и украшали роботов по-новогоднему, — вздыхает Давыдов. — Цепляли на голову колпак, на шею — мишуру. Производителю это очень не понравилось. На эти праздники не будем так делать".
Действительно, на сайте стартапа есть памятка "Что не нужно делать с роботами". В качестве иллюстрации к одному из пунктов "Как не надо" — робот, обвешанный новогодней мишурой.
Еще в прошлом году один из таких роботов — Метроша — поздравлял с новым годом пассажиров московского метро. Пока не ясно, выйдет ли машина на новогоднюю вахту в этом декабре.
Елки с доставкой на дом: по интернету, но с душой
"Мы начали торговать на московских елочных базарах в 1996 году. Тогда и представить не могли, что доставщики будут развозить елки, заказанные через интернет, и принимать оплату по картам", — рассказывает Владимир Борисов, соучредитель фирмы "Елки".
Десять лет назад, когда он создал простенький сайт, одни его товарищи стали присматриваться, как елочный бизнес осваивается в сети, а вскоре сами пошли в интернет. Другие качали головами: "Не пойдет это дело. Люди хотят потоптаться на заснеженном базаре, рассмотреть елку со всех сторон, а потом потащить домой". Мол, выбор елки — это не покупка колбасы, это ритуал.
Борисов доказал, что технологии не портят праздничную атмосферу. Теперь у него большой бизнес, елки доставляются в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге. "Конкурентов, настолько больших, как мы, у нас почти нет", — говорит он.
Московским продавцам елок, по его словам, сама ситуация с наведением порядка в столице велит идти в сеть. "В 90-х было вольготнее продавать на улицах. Сейчас елочных базаров стало меньше. Районные чиновники выделяют по 12 квадратных метров под торговлю на одном участке. А если место проходное, товара на такой площади не хватает, — перечисляет Владимир. — Постоянно подвозить туда елки — это издержки. Кто знает, может быть, они вообще лет через пять решат, что елочные базары не нужны".
Сейчас у него прибыльные точки на МКАДе: "Там продажи в десять раз выше, чем через сеть, но и онлайн-заказы растут каждый год". Говорит, что заказы через сайт для фирмы — дешевле по себестоимости, поэтому там и цены на елки немного ниже: "Пусть 100 рублей разница, но она есть".
Борисов считает и надеется, что через десять лет елочные базары все равно останутся, но онлайн-продажи могут вырасти по отношению к продажам на улицах. А вот уберизации елочного бизнеса не будет, уверен он. "Никто из продавцов не доверит развоз "человеку из приложения", — вдруг показывает он консервативность. — Одно дело, когда сотрудник, понимающий в этом деле, привозит елку, распаковывает и нахваливает ее: "Какая она красивая". Тут же дает советы, как за ней ухаживать. Здесь у покупателей и новогоднее настроение появляется. Другое дело — водитель, который доставил и отдал, без души. Так не пойдет".
Анастасия Степанова